Николай Левичев, председатель партии «Справедливая Россия», вице-спикер Госдумы:
— Первое впечатление от правительства — это относительная новизна. Хочется радоваться, что мы не увидели в списке тех министров, отставки которых не один год требовала наша фракция. Это Фурсенко, Голикова, Нургалиев.
Однако если присмотреться к новому составу правительства чуть внимательнее, то впечатление новизны исчезает. Мы видим, что на место многих министров пришли их заместители, которые, судя по всему, будут придерживаться того же курса, что и предыдущий кабинет.
Окончательные же выводы о курсе нового правительства можно будет сделать, когда мы узнаем, куда уходят сильные фигуры из предыдущего кабинета. Если мы увидим, что они получили серьезные посты в администрации президента или если под них будут придуманы специальные должности, значит, все впечатление новизны было обманчиво и нам представили очередную иллюзию.
Михаил Касьянов, сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС, экс-премьер-министр России:
— Утвердив такой состав кабинета министров, Владимир Путин показал, какую политику он будет проводить. Экономический и силовой блоки будут возглавлять все те же люди.
Назначение Владимира Колокольцева было ожидаемым. Он хорошо, с точки зрения Путина, проявил себя в «работе с оппозицией» и потому стал министром. Нургалиевым Путин пожертвовал, но он «останется в строю» и, может быть, займет пост главы Совбеза.
Отставка Татьяны Голиковой была также ожидаемой: она хотела уйти, как и Эльвира Набиуллина, потому что не хотела имитировать деятельность. Главой Министерства обороны остается Анатолий Сердюков, и это связано с тем, что еще не завершено перераспределение собственности министерства в Москве и Санкт-Петербурге.
Неожиданное назначение — Владимир Мединский на посту министра культуры. Мединский и Владислав Сурков — конструкция пропагандистской машины, которая сложилась при Путине и продолжит действовать в кабинете.
В кабинете оказались лишь четыре близких Медведеву человека — это Сурков, Александр Коновалов, Аркадий Дворкович и Михаил Абызов.
Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы:
— На всех должностях, где принимаются серьезные социально-экономические решения, остались люди с откровенно либеральным мировоззрением. Ни намека на ориентацию хоть чуть влево. Достаточно сказать, что первым вице-премьером будет Игорь Шувалов, а министром финансов — преемник и последователь Алексея Кудрина Антон Силуанов. Ясно, что финансово-экономический курс будет находиться в прежней системе координат. Просто поразительно, что при всем накопившемся разочаровании военных в должности министра обороны остался Анатолий Сердюков.
Покинул кресло министра образования и науки Андрей Фурсенко, но ожидаемого разделения министерства на образование и науку так и не произошло, а на место Фурсенко пришел человек, который открыто декларирует свою поддержку ЕГЭ.
На должность министра культуры назначен Владимир Мединский, который известен весьма специфическими взглядами на историю нашей страны, особенно на советскую историю. Подобные факты, к сожалению, даже оптимистов лишают иллюзий. Уже сегодня понятно, что правительство останется нашим принципиальным оппонентом.
Андрей Исаев, замсекретаря президиума генсовета партии «Единая Россия»:
— Правительство яркое, молодое. Надеюсь, все у него получится. Хочу отметить, что благодаря требованиям профсоюзов и комитета Госдумы по труду и социальной политике в новом правительстве появилось воссозданное Министерство труда. Это крайне позитивный фактор. Что касается отдельных назначений, мне очень понравилось то, что министром культуры стал Владимир Мединский. Я считаю его ярким публичным оратором, он автор многих книг, доктор наук, одновременно опытный политик. Уверен, что это назначение сильно продвинет культуру вперед.
Максим Рохмистров, депутат Госдумы от ЛДПР:
— Новое правительство менее политизировано, чем раньше. Положительные эмоции у меня лично вызывает целый ряд назначений, так как многие новые министры — это люди, чьи позиции близки позиции фракции ЛДПР. Одно из ярких назначений, которое вызвало положительный отклик даже у несистемной оппозиции, — это новый глава МВД Владимир Колокольцев. Этот человек уже показал себя профессионалом, который умеет бороться с коррупцией. Сразу после его назначения главой ГУВД Москвы стали раскрываться коррупционные дела внутри системы, невзирая на ранги.
Радует назначение Дворковича. Мы работали с ним в комиссии по модернизации, у нас много общего во взглядах на развитие экономики в России.
Он так же, как и мы, считает, что налоговую систему следует сделать ближе к реальному сектору, так как сейчас те преференции, которые были созданы в 90-е годы для торгового капитала, поддерживают то, чего поддерживать уже не надо. Дворкович — сторонник активного участия государства в регулировании экономики и того, чтобы экономика была конкурентоспособной.
Станислав Белковский, независимый политолог:
— Медведев и Путин хотят показать обществу, что они назначили на министерские посты некоторое количество технократов и тем самым в известной мере удовлетворили соответствующий запрос активной части российского общества, чьи представители выходили на Болотную площадь и проспект Сахарова. Это, конечно, фейк и блеф, потому что эти так называемые молодые технократы по своей идеологии и жизненным взглядам ничем не отличаются от их предшественников.
Это правительство, единственной задачей которого останется управление финансовым потоком. Никакой реальной программы модернизации, смены модели экономики и т. д. у этого правительства нет.
Если финансовые потоки будут иссякать из-за падения цен на нефть, то правительство будет затыкать дыры, во-первых, внешними заимствованиями, во-вторых, приватизацией. Причем приватизация, скорее всего, пойдет в любом случае, поскольку она является одной из задач этого правительства.
Единственное приличное назначение в этом правительстве, единственное назначение, которое вызывает хоть какие-то эмоции лично у меня, — это назначение Владимира Колокольцева министром внутренних дел.
Как ни странно, это один из немногих высокопоставленных полицейских, который имеет репутацию некоррумпированного человека. Кроме того, с точки зрения Кремля, Колокольцев спас власть, когда сделал так, чтобы без кровопролития оппозиция не смогла повести большие толпы на Кремль. Началось это с Манежной площади, когда он лично вышел к протестующим и предотвратил серьезный кровопролитный эксцесс.
Борис Немцов, сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС, бывший первый вице-премьер правительства России:
— Главное правительство у нас теневое, и оно не изменилось: это кооператив «Озеро», братья Роттенберги, Тимченко и Ковальчуки. Это бизнес-партнеры Владимира Путина, люди, с которыми он делает миллиарды. Это «правительство» осталось неизменным, а значит, неизменным остался и политический, и социально-экономический курс.
Знаковым стало назначение Владимира Колокольцева на должность министра внутренних дел. Путин сделал ставку на штыки и дубинки, Путин боится своего народа и решил от него отгородиться спецслужбами. Это было и заранее понятно, но теперь это стало очевидно для всех.
И Колокольцев, который с 6 мая пересажал и перенаправил в автозаки более 2 тыс. человек, вполне для Путина годящийся экземпляр. Так что все логично.
Второе знаковое назначение — министр культуры Владимир Мединский.
Министерство культуры будет у нас министерством правды теперь. Гражданин Мединский будет нам рассказывать, какая на самом деле историческая правда. То есть Министерство культуры превратится в министерство пропаганды.
Остальные назначения значения не имеют, потому что люди в путинской системе глобальных решений принимать не могут и всерьез влиять на социально-политический курс тоже не могут.
Павел Теплухин, член наблюдательного совета ВТБ:
— По экономическому блоку в составе правительства неожиданностей не произошло. Решение премьер-министра оцениваю как хорошее, взвешенное. Вице-премьер Аркадий Дворкович — талантливый специалист, я разделяю его представления об экономике и экономических реформах. Министр экономического развития Андрей Белоусов известен как консервативный экономист, он проповедует вмешательство государства в экономику. Радикальных реформ существующей экономической системы не предвидится, по крайней мере, во время срока работы нового состава правительства. Было сделано заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова, о том, что подписан указ об ускорении процесса приватизации. Это положительный факт, говорящий о том, что процесс будет осуществлен в ближайшие сроки.
Последние десять недель наблюдается падение цен на российские акции, это не связано с неопределенностью экономического курса страны. Проблемы связаны с Европой и понижением рейтинга ряда банков Испании и Италии. Им нужно было пересмотреть свое отношение к рискам и рискованным активам, поэтому они стали выводить деньги из российских акций, традиционно считающихся рискованными. Крупным продавцом на российском рынке стал J.P.Morgan , который из-за проблем в торговле с деривативами уходил в кэш.
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП):
— Абсолютно новых людей в этом правительстве нет. Кто-то еще вчера работал в своем министерстве замом, кто-то давно был замом, некоторые переместились из аппарата правительства. Видим тенденцию по перемещению региональных руководителей. С точки зрения профессионализма такой подход — когда замминистра выходят на уровень министров — нормальный.
Это означает, что преобладает технократический подход, а не политический. Ранее ведь говорили, что Медведев, вступая в «Единую Россию», может сделать политический реверанс в сторону партии и назначить нескольких человек из «Единой России». Как мы видим, в правительство попал только Владимир Мединский.
Технократический подход не позволяет говорить, что это временное правительство. Все зависит от того, какие позиции сохранят бывшие министры: многие из них могут стать советниками президента по тем же вопросам. Тогда одной из проблем коммуникации станет не только соотношение полномочий президента и премьера, но и бывших и нынешних министров.
В целом новый состав правительства не дает оснований для разочарований.
Карл Джоханссон, управляющий партнер «Эрнст энд Янг» по СНГ:
— Компании, входящие в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), настроены на конструктивное взаимодействие с новым составом правительства. В последние годы взаимодействие с правительством было чрезвычайно эффективным, и я не сомневаюсь в том, что сейчас оно будет только улучшаться. Среди новых людей в новом правительстве немало наших старых знакомых, блестящих профессионалов.
Мы за последовательность экономической политики России. Нам нравится, что пост первого вице-премьера сохранил за собой Игорь Шувалов.
В качестве омбудсмена он оказал огромную помощь многим иностранным инвесторам. За период с осени 2010 года под руководством омбудсмена было рассмотрено без малого 200 обращений, и подавляющее большинство проблем были решены.
Сергей Улатов, экономист московского офиса Всемирного банка:
— Многие инвесторы действительно ждали формирования нового правительства, теперь их интересует, какие шаги предпримут министры. Основные направления перечислены в докладе президента, обнародованном на официальном сайте, не думаю, что министры будут сильно отклоняться от намеченных приоритетов. Осторожным настроениям инвесторов также способствует неопределенность в еврозоне, ситуация с Грецией.
Павел Васильев, директор отдела структурирования «ВТБ Капитала»:
— С формированием правительства появилась определенность, это положительный знак для рынка
Равиль Нигматов, директор стратегического и организационного департамента Абсолют-банка:
— В данный момент ситуация на фондовых рынках практически полностью определяется положением в еврозоне, и очень маловероятно, что фондовые индексы существенно отреагируют на новый состав правительства.
Ключевые люди остались на местах, а лица, принимающие решения, никуда и не уходили, таким образом, существенного изменения курса ожидать не стоит.
Вадим Сосков, генеральный директор УК «Капитал»:
— Ничего неожиданного в назначениях. Создан рабочий кабинет. Ключевые должности вице-премьеров займут уже знакомые лица, умеющие вести координационную работу. Изменения произошли в министерствах, которые обеспечат свежую волну идей. Это будет хороший сплав из опыта и мастерства. Из Татарстана назначили министра связи Николая Никифорова, несмотря на его молодой возраст, он имеет хороший стратегический опыт. Он сумел на уровне региона сделать хорошую работу. Несмотря на то что кабинет министров сформирован, есть много незакрытых вопросов, например, кто будет курировать стратегические вопросы пенсионной реформы, потому что после ухода Михаила Зурабова этим вопросом слабо занимались.
Сергей Борисов, президент объединения предпринимательских организаций «Опора России»:
— В новом правительстве люди все знакомые и известные, поэтому его состав не стал большой неожиданностью. У многих министров огромный запас опыта и знаний. Теперь вопрос их амбиций, что новые министры хотят продвигать и как. Хотелось бы, чтобы тему экономики не отпускал Игорь Шувалов, чтобы он сохранил за собой комиссию по малому бизнесу, чтобы она никому не переходила, он в этом толк знает. Стоит сложная амбициозная задача — к 2020 году в малом бизнесе должно работать не менее 50% трудоспособного населения, сегодня работает вдвое меньше. И отраслевые министры должны понимать, что это сложная задача. С новым министром экономического развития Андреем Белоусовым мы работали, он принципиальный человек со своим твердым мнением, но он умеет слушать других.
Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners:
— Новый состав правительства особого удивления не вызывает. Назначение Аркадия Дворковича вице-премьером — это позитивный момент, сохранение Денисом Мантуровым (министр промышленности и торговли. — «Газета.Ru») и Антоном Силуановым (министр финансов. — «Газета.Ru») своих должностей также положительно, поскольку означает преемственность политики. Новый министр экономического развития Андрей Белоусов очень хороший специалист, новый министр транспорта Максим Соколов — незаметная фигура в правительстве, но это очень профессиональный человек.
Министр регионального развития Олег Говорун ранее больше занимался организационно-административными вопросами, а для регионов важно привлечение инвестиций, посмотрим, насколько ему удастся взять под контроль ситуацию.
Дмитрий Рогозин при всех плюсах и минусах всегда открыт для новых идей. Очень хорошее назначение вице-премьером по социальным вопросам Ольги Голодец — она хорошо зарекомендовала себя в Москве, с хорошим опытом работы, понимает, что такое качественные сотрудники, как отвечать на запросы рынка труда, ведь сегодня никакой особой политики у нас нет.
Александр Галушка, президент бизнес-ассоциации «Деловая Россия»:
— Состав правительства перспективный. На мой взгляд, гораздо важнее указы президента, подписанные 7 мая, которые закрепили задачи для новых министров: создание до 2020 года 25 млн рабочих мест, улучшение позиции России в рейтинге Doing Business со 120-го до 20-го места, кардинальное сокращение сроков и затрат бизнеса на таможенные процедуры, на строительство. Это очень конкретные вещи, и важно, что они прозвучали.