Представители государств Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), собравшиеся на экстренный саммит в крупнейшем городе Кот-д'Ивуара Абиджане, приняли решение начать миротворческую операцию на территории сразу двух стран — Мали и Гвинеи-Бисау. Встреча была весьма представительной: из глав государств и правительств 15 стран блока в Абиджан отправились десять.
В Гвинею-Бисау от 500 до 600 иностранных военнослужащих отправятся немедленно. Численность контингента в Мали может составить до 3 тыс. человек.
По европейским дипломатическим каналам, на которые ссылаются информагентства, прошла информация, что в ходе саммита обсуждалась и более значительная численность контингента в Мали — до 8 тыс. человек. На заседании ЭКОВАС не было решено, какие страны отправят своих военнослужащих для наведения порядка в Мали и Гвинее-Бисау. Сильнейшими армиями в регионе обладают Сенегал и Нигерия.
Когда войска будут переброшены в Бамако, столицу Мали, остается неизвестным. ЭКОВАС ожидает от временного правительства, возглавляемого спикером национального собрания и и. о. президента Дионкунде Траоре, согласования условий размещения миротворческого контингента.
В отношении гвинейской хунты, которая пришла к власти после военного переворота 12 апреля, региональный блок занял более жесткую позицию. В течение 72 часов временное правительство Национального переходного совета во главе с Браимой Сори Джало должно согласиться на размещение контингента ЭКОВАС или быть готовым к введению в отношении страны жестких санкций. На минувшей неделе представители военной хунты утверждали, что любые иностранные военнослужащие на гвинейской земле будет рассматриваться как силы вторжения.
На настоящую вооруженную интервенцию региональный блок пока идти не хочет.
«Для Гвинеи-Бисау это не (перспектива) войны. Речь идет о том, чтобы обезопасить государственные институты, помогая стране реформировать свой оборонный сектор и правоохранительные органы», — объяснял коллегам президент Гвинеи Альфа Конде, который возглавляет группу переговорщиков по Гвинее-Бисау, передает онлайн-издание Afrique en ligne.
Однако контингент в Гвинее-Бисау будет не только обеспечивать безопасность, но и станет инструментом давления на Джало и и. о. президента Мануэла Серифу Ньямаджу, которые после передачи им военными власти объявили, что проведут президентские и парламентские выборы только через два года. ЭКОВАС требует от де-факто властей обеих стран, чтобы они организовали свободные выборы в течение последующих 12 месяцев. Региональный блок также потребовал от временных правительств выпустить из тюрем всех политзаключенных и обеспечить безопасность чиновников, служивших свергнутым президентам — Амаду Тумани Туре в Мали и Раймунду Перейре.
В Мали страны региона преследуют несколько иные цели. Там военные, захватившие власть в ходе переворота 22 марта, передали две с половиной недели спустя полномочия гражданскому правительству национального единства во главе с Траоре и новым премьер-министром республики Модибо Диарра. Траоре уже пообещал провести выборы в течение 40 дней. Вакуумом власти, однако, воспользовались туарегские повстанцы, на протяжении последних нескольких месяцев активизировавшие сопротивление регулярной малийской армии. Они перешли в наступление, быстро заняли около двух третей территории Мали и на попавшей под их контроль территории провозгласили независимое туарегское государство Азавад. Как заявил председатель комиссии ЭКОВАС Дезире Кадре Уэдраого, «главы государств и правительств (блока) решили принять все возможные меры, чтобы помочь Мали восстановить территориальную целостность и единство», передает Reuters.
Но Уэдраого также исключает возможность вооруженной интервенции. «Сначала будем ждать результата переговоров», — цитирует его французская газета Le Nouvel Observateur. Первый контингент, по его словам, должен будет обеспечивать мирный переход к демократической власти на территории, непосредственно контролируемой де-факто властями Мали. Но он не исключил, что «боевые подразделения будут отправлены (на север) в более позднее время» в случае провала переговоров с туарегскими повстанцами.
Миротворческие усилия в Мали буркинийского президента Блеза Компаоре, которому помогают дипломаты из Алжира, Мавритании и Нигерии, пока не принесли никаких результатов в Мали, кроме передачи власти от военных гражданским.
Ситуация в Мали вызывает серьезную обеспокоенность у стран региона, прежде всего Нигера и Кот-д'Ивуара, на территории которых также проживает значительное туарегское меньшинство. Национальное движение освобождения Азавада, сформировавшее свои органы власти на севере Мали, хоть и объявило, что не имеет территориальных претензий к соседям, но создание прецедента провозглашения независимости не устраивает и страны региона, и бывшую метрополию Францию, и международное сообщество в целом.
Нынешний председатель ЭКОВАС президент Кот-д'Ивуара Алассан Уаттара объявил в Абиджане, что страны региона «столкнулись с величайшей угрозой нашей демократии». Открывая собрание, он объявил, что страны региона должны «дать жесткий ответ и продемонстрировать союзническую приверженность», которые «более чем жизненно необходимы для региона, чтобы тот не стал добычей терроризма и международной преступности».
Слова Уаттара об угрозе демократии не лишены резона, хоть сам он пришел к власти два года назад в результате кровавого конфликта с тогдашним главой государства Лораном Гбагбо, чье первенство на президентских выборах он оспаривал. На севере Мали активны не только повстанцы из светского сепаратистского движения туарегов — этот пустынный и малонаселенный регион стал прибежищем для радикальных исламистов-салафитов из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (организация запрещена в России), действующих на базе алжирской «Салафитской группы проповеди и джихада». Среди туарегского подполья также сильнó фундаменталистское крыло — группировка «Ансар эд-Дин», чьи лидеры провозгласили в Тимбукту исламский эмират.
Гвинея-Бисау, в свою очередь, годы балансирует на грани социального коллапса: в стране, работу правоохранительных структур которой уже год пытаются наладить 200 ангольских военных, идет настоящая война между правительственными войсками и наркокартелями, контролирующими поставки кокаина из Латинской Америки в Европу. Ситуация настолько серьезна, что западные аналитики давно характеризуют бывшую португальскую колонию как «наркогосударство», где наркокартели могут позволить себе организовать убийство бывшего шефа военной разведки или даже спровоцировать армейский мятеж, как это было в апреле 2010 года. За 40 лет независимости ни один глава этой западноафриканской страны не дорабатывал своего президентского срока.
Евросоюз уже отреагировал положительно на инициативу ЭКОВАС. «В общем мы очень поддерживаем жесткий ответ ЭКОВАС на ситуацию в обеих странах», — цитирует Reuters управляющего директора по Африке внешнеполитической службы ЕС Ника Весткотта.