«Я до последнего не верил, что меня освободят, – сказал Санников журналистам сайта «Хартия'97» через час после освобождения. – Меня столько раз этапировали из одной тюрьмы в другую, что я думал, что это очередной этап. Сейчас немного ошарашен, надо придти в себя».
Заранее об освобождении он не знал: примерно в 17.30 субботы его вызвали в администрацию колонии «Витьба-3» и сказали собирать вещи. Потом показали справку, в которой была ссылка на указ президента о помиловании. Санников быстро собрал вещи, его отвезли на железнодорожный вокзал. Оттуда он позвонил жене и адвокату. Выйдя на свободу, Санников заявил, что на здоровье не жалуется, хотя простужен.
«Я сейчас не могу ничего говорить по одной простой причине, что любое моё слово будет использовано против тех людей, которые сейчас сидят. И я могу сказать, что вины я не признавал.
Я написал прошение о помиловании. Было давление, чтобы я признал вину, но я её не признавал», – сказал политик в интервью РСН в день освобождения.
В Минске Санникова в два часа ночи встречали сотни людей с цветами.
Бондаренко освободили в воскресенье из могилевской колонии № 15. Оттуда его везли на маршрутном такси из Могилева в Минск: Бондаренко ехал лежа из-за проблем со спиной.
Санников был главным соперником Александра Лукашенко на президентских выборах в конце 2010 года. Он был арестован КГБ вечером в день выборов вместе с супругой, журналисткой Ириной Халип. Освобожденный в воскресенье Дмитрий Бондаренко был ключевой фигурой команды Андрея Санникова и его доверенным лицом. Бондаренко арестовали 20 декабря 2010-го.
19 декабря 2010 года президентская кампания в Белоруссии завершилась попыткой штурма здания Совета министров и жестоким разгоном многотысячного митинга на площади Независимости в Минске. Тогда было арестовано и осуждено около 700 человек. Сам Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, назвал произошедшее «попыткой государственного переворота».
После тех событий в СИЗО КГБ оказалось большинство кандидатов в президенты, их доверенные лица и десятки активистов оппозиции, многие были осуждены на различные сроки заключения. Жена Санникова получила два года тюрьмы с отсрочкой приговора на два года.
Бондаренко был приговорен к двум годам в колонии общего режима. Сразу после ареста у него обострились хронические заболевания, в июле 2011 года ему сделали операцию на позвоночнике.
Санников был обвинён в организации массовых беспорядков и осуждён на пять лет колонии усиленного режима – это был один из самых суровых приговоров.
В Европе Санников был признан политзаключённым. Его нахождение в колонии стало одной из основных причин введения против Белоруссии санкций. В частности, нескольким сотням белорусских чиновников, включая Александра Лукашенко, был запрещён въезд в ЕС, а их счета в западных банках были арестованы.
В конце 2011-го Санников написал прошение о помиловании на имя Лукашенко. По убеждению его родных и друзей, он сделал это под жёстким давлением со стороны тюремной администрации.
29 марта Европарламент принял резолюцию с требованием от официального Минска немедленного и безусловного освобождения политзаключённых. В резолюции отмечается, что диалог между Евросоюзом и Белоруссией не сможет продвигаться до тех пор, пока не будут освобождены и полностью восстановлены в гражданских правах политзаключенные, а также до тех пор, пока не станет очевидным прогресс в сфере демократии, прав человека и правового государства в Белоруссии.
5 апреля на совещании по внешней политике Лукашенко заявил, что в ближайшее время рассмотрит вопрос о помиловании некоторых осужденных оппозиционных политиков.
«Очень много в последнее время говорят о неких политзаключенных. У нас в Уголовном кодексе нет политических статей», – отметил он.
По словам Лукашенко, родственники заключенных упрекают его в том, что он обещал их помиловать, но пока этого не сделал. «Причина одна. Как только я сказал об этом (а это было сказано несколько месяцев тому назад), все завопили. Но я предупредил, что вопрос помилования так называемых политзаключенных – это прежде всего их обращение с просьбой о помиловании. Я сразу публично об этом сказал. Не хочешь обращаться – никто и рассматривать не будет. Сиди», – заявил Лукашенко.
«Мы примем решение по некоторым лицам, которые в конце концов осознали пагубность своей позиции и политики в отношении собственного государства», – добавил он.
«Нет сомнений в том, что белорусские власти продолжают вести торг с Европой и попытаются ограничиться выпуском заключенных по формуле «3+1» (трое активистов Площади – Санников, Статкевич и Бондаренко плюс Беляцкий (основатель правозащитного центра «Весна». — «Газета.Ru»), – сказал «Газете.Ru» зампред гражданской кампании «Говори правду» Александр Федута, – В Европе, разумеется, будут те лоббисты, которые попытаются выдать эту победу белорусского и европейского общественного мнения за милость Лукашенко. Однако, на мой взгляд, Европа не остановится и не вступит в полноценный диалог с официальным Минском до тех пор, пока не освободят всех белорусов, которые считаются международными организациями политическими заключенными».
Сейчас в Белоруссии правозащитники насчитывают, по разным оценкам, около 17 политзаключённых. Большинство из них были осуждены именно по «делу 19 декабря». В частности, в Могилёвской тюрьме находится ещё один бывший кандидат в президенты Николай Статкевич: он получил наибольший из всех соперников Лукашенко срок – шесть лет.
«Статкевич точно никогда не напишет прошение о помиловании. Бывший военный, подполковник, он в тюрьме быстро стал непререкаемым авторитетом для всех заключённых», — прогнозирует минский политолог Виктор Демидов.
Лукашенко снова делает шаги навстречу ЕС, так как степень интеграции Белоруссии с Россией вызывает опасения, в частности об этом свидетельствуют конфликт между «Белавиа» и «Аэрофлотом» и ставшие известными условия объединения МАЗа с КамАЗом, считает обозреватель белорусской службы радио «Свобода» Юрий Дракохруст.