О своем решении приостановить свою президентскую кампанию бывший губернатор Пенсильвании Рик Санторум объявил во вторник, собрав журналистов и сторонников у отеля неподалеку от места битвы при Геттисберге. Его речь была полна отсылок к крупнейшей битве гражданской войны в США, проиграв которую, южане уже не смогли более противостоять превосходящим силам Севера.
Он сравнил свою борьбу за выдвижение в президенты с борьбой, которую «люди вели на поле боя прямо через дорогу». «Снова и снова нам говорили «забудьте, вы не можете выиграть». Но мы выигрывали, хоть и иначе. Мы касались сердец, мы касались вопросов, которые, честно говоря, немногие хотели поднимать», — заявил Санторум.
О Ромни в своей 15-минутной речи Санторум даже не упомянул.
Но свое отступление перед ним ему пришлось объяснять. «Мы принимали решение вступить в эту гонку, сидя за кухонным столом, — сперва напомнил он. — В минувший уикенд мы приняли решение считать, что президентская гонка для меня закончена, что мы приостанавливаем нашу кампанию: это решение вступает в силу с сегодняшнего дня», — заявил он сперва журналистам, которым пришлось ютиться в маленьком конференц-зале на 20 человек.
Ромни, который вчера вел кампанию в Уилмингтоне, штат Делавэр, решение соперника о выходе из гонке встретил спокойно. «Это был хороший день для меня», — заявил он журналистам, заметив, что голос Санторума был важным для всех республиканцев и что тот и дальше будет играть весомую роль в жизни партии.
Для многих уход Санторума был предрешен: его дочь Белла недавно попала в больницу, его отставание от Ромни в Пенсильвании, где должны состояться следующие праймериз, становилось все заметнее, а его финансовые ресурсы были практически истощены. «Удивительно, что до сих пор, до середины апреля, он продолжал бороться за выдвижение», — заключает колумнист The National Review Роберт Коста.
Санторум покидает гонку не по своей воле. К минувшей неделе ряд высокопоставленных республиканцев утвердились во мнении, что дальнейшее проведение праймериз и распыление сил их однопартийцев на внутреннюю борьбу ослабляет позиции будущего победителя в схватке с Обамой.
Нынешний хозяин Белого дома уже вовсю ведет кампанию против Ромни, обвиняя его в том, что тот не платит «справедливую долю» и вообще представляет «элиты», а совсем не простых американцев.
Позицию республиканских боссов уже высмеивали и либеральные комментаторы во главе с Джоном Стюартом, ведущим сверхпопулярного Daily Show.
Долгое время Санторум сопротивлялся оказываемому на него давлению, указывая, что в 1976 году поздно вступил во внутрипартийную гонку и Рональд Рейган. О том, что Рейган тогда проиграл борьбу за выдвижение тогдашнему президенту Джеральду Форду, Санторум прямо не говорил, но из этого сравнения становилось понятно, что он хочет, как и Рейган, уступая лидеру под самый конец первичных выборов, сделать заявку на выдвижение в ходе следующего избирательного цикла. Санторум держался оптимистом еще на минувшей неделе. Проиграв праймериз в Висконсине и Мэриленде (в округе Колумбия он даже не пытался внести свое имя в бюллетень для голосования), вопреки очевидному он объявил, что «праймериз подошли к своей середине».
Окончательный удар по позициям кандидата в кандидаты нанесли его низкие рейтинги в «родной» Пенсильвании (Санторум представлял штат в сенате с 1995-го по 2007 год). Некоторые, в частности Rassmussen Reports, все еще отдавали там ему победу: по данным на 4 апреля, Ромни проиграл бы своему сопернику со счетом 42:38. Институт Public Policy Polling, чье исследование проводилось в тот же день, напротив, победу отдавал уже Ромни. Тот, по их данным, мог рассчитывать на 42% голосов республиканцев, а Санторум только на 37%. После проигрыша в 2006 году к Санторуму стали заведомо относиться как к лузеру, и на протяжении почти всего 2011 года пенсильванские республиканцы никак не могли заставить себя отнестись к нему серьезно. «Сомневаюсь, что кто-либо из кандидатов в президенты был так подрезан в родном штате, как Рик Санторум», — пишет в The Salon Стив Корнацки.
Теперь, когда Санторум уже сошел со сцены, многие комментаторы стали задаваться вопросом, а как, собственно, с разгромом проигравший перевыборы в штате Пенсильвания в 2006 году и ушедший затем в политический консалтинг республиканский политик второго ряда оказался равным по силе соперником звезде Республиканской партии Ромни.
С трудом вышедший из тени других консерваторов (Санторуму приходилось буквально выбивать для себя эфир на телеканале Fox News, открыто симпатизирующем республиканцам, на котором к тому же он работал политическим комментатором, напоминает Коста), бывший сенатор от Пенсильвании умело воспользовался крахом Мишель Бахман, Рика Перри и Германа Кейна, которые претендовали на лидерство в крайне правом крыле республиканцев. Сплотив вокруг себя социальных консерваторов всех мастей и сконцентрировавшись на вопросах едва ли не исключительно мировоззренческих — таких как право на аборт и заключение однополых браков, место церкви в школе и политике, — он обошел в гонке и оставшегося соперника на правом фланге, бывшего спикера палаты представителей Ньюта Гингрича. Во многом это и стоило ему шансов на победу. «Когда избиратели заинтересованы в вопросах экономики, Рик Санторум говорил о вопросах социального консерватизма, и это увело его призывы в сторону. Это увело бы в сторону весь мессидж и самой партии», — объясняет The Washington Post республиканский политтехнолог Рон Бонджин.
Но и Ромни в глазах многих выходит из этой битвы отнюдь не усилившимся, хотя двое оставшихся соперников, Гингрич и конгрессмен-либератарианец Рон Пол, и являются признанными аутсайдерами. «Ромни исторический слабый лидер гонки, чемпион проколов, неспособный подогреть страсти консервативного ядра республиканцев, отказывающийся от кампании в штатах, где он не сможет выиграть в ноябре, и, очевидно, лидирующий благодаря финансовым преимуществам и тому, что он состоит в политической партии, где есть привычка передавать право выдвижения в президенты просто следующему в очереди», — честит политика Карл Кэннон из RealClearPolitics.com.