Акционеры радиостанции «Эхо Москвы» на внеочередном собрании в четверг распустили совет директоров и избрали новый. Собрание было созвано по инициативе мажоритарного акционера «Эха» — компании «Газпром-Медиа Холдинг», который решил воспользоваться своим законным правом и перераспределить места в совете директоров «Эха» в свою пользу.
До сих пор соотношение представителей «Газпром-Медиа», который владеет 66-процентным пакетом «Эха», и коллектива радиостанции (34% акций) в совете директоров было 4:3, теперь расклад 5:2 в пользу мажоритарного акционера. Такое соотношение дает «Газпром-Медиа» возможность в любой момент отправить в отставку главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, однако представители холдинга ранее неоднократно заверяли, что вопрос об отставке Венедиктова не ставится.
Об уходе из совета директоров «Эха» главреда радиостанции, а также его первого заместителя Владимира Варфоломеева стало известно в середине февраля. Уход Варфоломеева был объяснен «новыми стандартами» «Газпром-Медиа», не предполагающими присутствия журналистов в органах управления СМИ, а Венедиктов вышел из совета в знак протеста против фактического изгнания оттуда независимых директоров — научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина и первого зампреда совета Исследовательского центра частного права Александра Маковского.
Собрание акционеров «Эха» прошло в полном соответствии с процедурой, описанной в законах, рассказал «Газете.Ru» Варфоломеев, который присутствовал на собрании. Процедура же помешала Варфоломееву получить у представителя «Газпром-Медиа» объяснение, «чем вызвано досрочное прекращение полномочий совета директоров».
«Мне было сказано, что процедура проведения собрания акционеров не предполагает дискуссии по этому поводу и ответа на такого рода вопросы. Я проголосовал против роспуска совета директоров, но подавляющим большинством голосов наш орган управления был распущен», — сказал Варфоломеев.
Как голосовали другие акционеры «Эха» — станет понятно из итогового протокола, который еще изготавливается, сказал Варфоломеев. «Но из того, что я воспринял на слух, я был единственным из акционеров, кто был против», — отметил журналист. Точно так же, подавляющим большинством голосов, проголосовали и за новый совет директоров, сказал он. Никаких выступлений перед акционерами не было, директоры вообще не присутствовали на собрании, так как не являются акционерами, пояснил собеседник «Газеты.Ru».
В новом совете директоров «Эха Москвы» остались четверо представителей «Газпром-Медиа» — гендиректор Николай Сенкевич, первый замгендиректора Игорь Гойхберг, замгендиректора по финансово-экономическим вопросам Елена Каптур и замгендиректора по правовым вопросам Ян Пискунов, говорится в официальном сообщении «Газпром-Медиа». Кроме того, в совет избран председатель совета директоров ОАО «НТВ-плюс» Дмитрий Самохин (он выходец из «Газпром-Медиа», в совете директоров «Эха» присутствовал с 2004 года).
Интересы редакции «Эха» в совете представляют адвокат Александр Березин и гендиректор «Эха» Юрий Федутинов. Березин присутствовал в прежнем совете директоров, Федутинов сменил в совете сразу и Варфоломеева, и Венедиктова.
Независимыми директорами совета директоров «Эха», как и предполагалось, избраны гендиректор «Связьинвеста» Вадим Семенов и управляющий партнер ЗАО «Центр правового регулирования» Евгений Трубин.
Они оба учились с уходящим президентом Дмитрием Медведевым: Семенова называют его однокурсником, Трубин, по имеющейся информации, закончил тот же Ленинградский госуниверситет, что и Медведев. Однако сам он говорил «Газете.Ru», что с Медведевым не знаком. Кандидатуру Семенова в совет директоров предложил «Газепром-Медиа», Трубина, по словам Венедиктова, предложил он сам на основании «весьма лестных рекомендаций коллег из Петербурга». «У нас так и было: каждая группа акционеров отдавала одно из своих мест независимому директору», — пояснил «Газете.Ru» Венедиктов. Лично Трубина главред радиостанции, по его словам, «не знает и в глаза не видел».
В обязанности независимого директора, даже выдвиженца редакции, не входит защита ее интересов, следовало из слов Венедиктова. «Независимый директор — это директор, который своими коммерческими интересами не связан ни с какой из групп интересов. И в этом смысле ни Семенов, который работает в нашей отрасли (медиа), ни Трубин не связаны ни с «Газпромом», ни с «Газпром-Медиа», ни с «Газпромбанком» и не связаны с редакцией «Эха Москвы», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
В случае если будет принято решение отправить главреда «Эха» в отставку, независимые директоры получат «общую директиву» от руководства страны, не сомневается Венедиктов.
«Я думаю, здесь мы будем иметь прямую директиву либо президента, либо премьера (...). Поэтому я думаю, что и господин Трубин, и господин Семенов, и господа из «Газпром-Медиа» по этому вопросу будут голосовать по директиве премьера или президента», — говорит собеседник «Газеты.Ru». «Потом, конечно, все будут говорить, что это они сами. Но мы понимаем, что моя должность находится в руках прежде всего этих двух людей. Ну и, конечно, в руках (Алексея) Миллера — главы «Газпрома», — считает Венедиктов.
Однако независимость редакционной политики защищена самим уставом радиостанции: главный редактор определяется путем голосования непосредственно членов редакционного коллектива. Венедиктов был переизбран на новый срок только в марте прошлого года, получив 83 из 87 голосов. В случае его увольнения советом директоров редакция или проведет новые выборы, или будет возглавляться и. о. главреда, которым по уставу станет один из нынешних заместителей Венедиктова. Для изменения устава, с тем чтобы изменить процедуру назначения главного редактора, у мажоритариев из «Газпром-Медиа» просто маловата доля: за это должны проголосовать обладатели не менее 75% акций.
Никаких обязательств у независимого директора, пришедшего по квоте «Эха», перед «Эхом» нет, дал понять собеседник «Газеты.Ru». «Сейчас, вне критической ситуации, все обязательства — это рассмотрение доходов и расходов «Эха Москвы», поиски путей инвестиций. Поскольку мы на взлете, нам нужны свежие глаза и свежие головы, это правда. Но в случае критической ситуации никаких договоренностей с независимыми директорами, как, впрочем, и с господами Ясиным и Маковским, нет. И мы это понимаем», — говорит Венедиктов.
«Мне эти лица незнакомы, сегодня их не было, я никогда их не встречал, но, учитывая их должности и, скажем так, происхождение — один гендиректор «Связьинвеста», другой, как говорят, учился с Медведевым, мне кажется, в решающий момент, они скорее поддержат государство. Собственно, для этого, как я полагаю, были убраны два других независимых директора — Ясин и Маковский. По всей видимости, государство на их позицию не могло рассчитывать. Что странно», — согласен Варфоломеев.
Связаться с Трубиным «Газете.Ru» в четверг не удалось.
Второму независимому директору Семенову пост независимого директора предложил мажоритарный акционер, подтвердил директор департамента внешних коммуникаций «Связьинвеста» Игорь Пшеничников. «Вадим Викторович счел для себя честью войти в совет директоров, поскольку считает, что радиостанция знаковая, как он говорил, заметная. И он готов работать в совете директоров радиостанции», — пояснил собеседник «Газеты.Ru». Обсуждать полномочия Семенова в совете директоров «Эха Москвы» Пшеничников отказался, но выразил личную уверенность в том, что «если он назван независимым директором, то он и будет вести себя как независимый директор». «И будет работать в соответствии с законом, совестью и здравым смыслом», — добавил Пшеничников.
Венедиктов на собрание акционеров в четверг не пошел, его пакетом по его поручению голосовал Березин.
«Мое отношение к этой процедуре, проведенной таким образом, остается скептическим. Я понимаю политический подтекст этого решения и своим отсутствием ярко свое отношение продемонстрировал», — пояснил Венедиктов.
«Просто в период с ноября по февраль в стране сильно поднялась температура. И в этой связи было принято решение с учетом температуры окружающей среды, несколько укоротить поводок и приструнить «Эхо», — объясняет происшедшее Венедиктов. «Кроме того, всегда неприятно, когда вас откуда-то исключают. Зачем мне это удовольствие? Тем более что я все равно бы голосовал за новый список. И наш юрист по моей директиве проголосовал вместе с представителями «Газпром-Медиа» моим пакетом за новый список в совет директоров», — добавляет он.
На вопрос, есть ли у коллектива «Эха» основания опасаться будущего в связи с перестановками в совете директоров, Варфоломеев отвечать не стал, сказав, что может ответить только за себя. «Лично меня, конечно, сегодняшние события не порадовали, они мне особого оптимизма не внушают, но я не вижу оснований и для паники», — заявил журналист.
Венедиктов, в свою очередь, заверил, что он «остался прежним» и «взгляда на профессию не поменял».