Второй тур президентских выборов в Южной Осетии пройдет 8 апреля – в нем встретятся экс-глава КГБ Леонид Тибилов и республиканский уполномоченный по правам человека Давид Санакоев.
После подсчета 40% голосов Тибилов и Санакоев набрали 41,94% и 25,36% голосов соответственно. На третьем месте посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев: у него 23,8% голосов; на четвертом – коммунист Станислав Кочиев с 5,62%. Против всех проголосовали всего 0,98% избирателей.
Санакоев и Тибилов выбрали для голосования один и тот же участок – в свежеотстроенной школе № 5. Здесь же обычно голосовал бывший президент Эдуард Кокойты, на этот раз он был в Москве. Санакоев появился на участке первым, в 9.30 утра. Румяный, в красном галстуке, он говорил о том, что если станет президентом, то Южную Осетию ждут «пять лет процветания и дальнейшее признание независимости». «Шансы у нас есть», — скромно признался кандидат. Тибилов на участке появился через час – с внуком Олегом, которому доверил опустить бюллетень в урну, и набором заготовленных фраз. В частности, экс-глава КГБ обещал «жить заботами народа» и «продолжать выбранный курс на сближение с Россией», которая «всегда первая приходила нам на помощь» и «ценой жизни своих сыновей освободила Южную Осетию», ну и «чтобы нас признало побольше государств».
Южноосетинский посол в Москве Дмитрий Медоев, в отличие от конкурентов, голосовал не в школе, а в поликлинике, через дорогу от здания правительства и администрации президента. «Мы будем закладывать основы цивилизованного демократического государства», — поделился он. Лидер Компартии Станислав Кочиев, которого здесь считают скорее техническим соперником, прямо на выходе с участка начал делиться планами создания коалиционного правительства, в которое хочет пригласить не только своих оппонентов на выборах, но и оппозиционерку Аллу Джиоеву. Он был готов предложить ей несколько постов – председателя комитета народного контроля, председателя парламента и вице-премьера. Ответа Джиоева пока ему не дала, в чем Кочиев честно признался, и в сопровождении взрослой дочери и пары охранников в камуфляже сел в Chevrolet Niva. Несколько дней назад оппозиционерка, впрочем, говорила, что готова работать в новом правительстве, но не уточняла, под чьим руководством.
Бывший лидер президентской гонки пока вообще не идет на контакт. Накануне Джиоеву неожиданно выписали из больницы, куда она попала после штурма силовиками ее штаба. Из больницы ее забирал советник и. о. президента Южной Осетии Вадима Бровцева Джемал Джигкаев. По словам собеседников «Газеты.Ru» в окружении оппозиционерки, для ее выписки усилия приложил Тибилов. Договориться об этом удалось только после обещания Джиоевой не делать громких заявлений о своих политических пристрастиях. При этом, как накануне «Газете.Ru» рассказывали в штабе экс-главы КГБ, 70% электората победившей на декабрьских выборах оппозиционерки перешло к нему. А доверенными лицами Тибилова стали бывшие доверенные лица Джиоевой, выходившие с ней на площадь в декабре. Однако сама оппозиционерка в голосовании участие принимать отказалась.
Поговорив с людьми на участках, корреспондент «Газеты.Ru» выяснил, что такое мнение справедливо и лидерство Тибилова было очевидно еще в середине дня. Мало кто говорил о Тибилове как о политике, зато то, что его поддерживает Джиоева и находящийся в бессрочном отпуске главный тренер сборной России Джамбулат Тедеев (он также пытался выдвинуться в президенты, но этому помешал конфликт и с местными властями, и с Кремлем), отметили все опрошенные. «Я за Джабу и за Аллу, — говорит Инал. – И на первых выборах был за них же. Можете назвать это преемственностью курса — у вас в России же так говорят?» Некоторые, конечно, высказывались и в пользу Медоева. Так, пожилой мужчина, пришедший на участок, где голосовал Кочиев, даже отказался соблюдать тайну голосования и поставил галочку за посла прямо на урне для голосования. В пользу Санакоева, утверждали люди на участках, говорит его молодость (35 лет) и боевое прошлое: Санакоев был заместителем командира горной роты министерства обороны и чрезвычайных ситуаций Южной Осетии вплоть до 2009 года. Санакоева также поддерживают в Москве, его кандидатуру активно лоббирует замначальника управления президентской администрации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владислав Гасумянов. За Кочиева голоса отдавали в основном те, кто традиционно голосует за коммунистов, и часть сторонников Джиоевой: то, что оппозиция поддержит Тибилова, не было очевидно до последнего.
Особенно сильна поддержка у экс-главы КГБ была среди граждан Южной Осетии, живущих по российскую сторону границы, в Северной Осетии. Для них работали два избирательных участка, № 83 и № 84, в селе Рук. Во второй половине дня появилась информация о нескольких автобусах, которые приехали в Рук с севера: в них были люди, которым обещали заплатить, если они проголосуют, но не заплатили. При этом не уточнялось, за кого именно нужно проголосовать; популярных версий две – за Тибилова или за Медоева. «Все нормально, все хорошо, у нас проголосовали 1083 человека — явка выше, чем на прошлых выборах, — заявил «Газете.Ru» председатель комиссии Сослан Санакоев. – А на улице черт его знает какие нарушения». Автобусов видно действительно не было, и ни одного человека, которого привезли, но не заплатили, корреспондент «Газеты.Ru» не обнаружил.