Прошедшие во вторник праймериз в двух штатах американского «глубокого юга», Алабаме и Миссисипи, закрепили за бывшим сенатором от Пенсильвании Риком Санторумом звание одного из лидеров республиканской президентской гонки. Он победил в обоих штатах, правда, едва-едва оторвавшись от своих преследователей — другого представителя консервативного крыла Великой старой партии (так республиканцы называются официально), бывшего спикера палаты представителей Ньюта Гингрича, и экс-губернатора Массачусетса Митта Ромни, считающегося, скорее, умеренным республиканцем.
В Алабаме Санторум заручился поддержкой 34,5% пришедших на избирательные участки, в Миссисипи — 32,9%.
В обоих штатах Гингрич в предвыборных опросах шел с ним ноздря в ноздрю и в итоге отстал совсем ненамного. В Алабаме он получил 29,3% голосов, разрыв с Ромни в Миссисипи оказался еще меньше — всего 1,5%. Основной лидер гонки, бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни в обоих штатах пришел к финишу третьим, взяв чуть меньше Гингрича — 29% в Алабаме и 30,3% в Миссисипи. Из 107 делегатских мандатов, которые разыгрывались в этот вторник (47 в Алабаме, 37 в Миссисипи, 17 на Гавайях и 6 на Американском Самоа), Санторум взял 27 голосов, Гингрич — не менее 20, а Ромни — как минимум 18. Результаты собраний низовых партийных ячеек на Гавайях и Американском Самоа — они прошли в тот же день — пока неизвестны.
По подсчетам The Associated Press, в итоге у Ромни сейчас 472 голоса, у Санторума — 244, у Гингрича — 127 и у аутсайдера гонки либертарианца Рона Пола — 47. Как признают в штабе Ромни, если гонка продолжится в таком же темпе, то сбора необходимых для победы на партийном съезде 1144 голосов придется ждать еще как минимум два месяца.
«Мы снова это сделали! — порадовал своих сторонников Санторум, который в это время был уже в Лафайетте, штат Луизиана, где праймериз состоятся 24 марта. — Теперь пришло время консерваторам объединиться». «Пришло время убедиться в том, что у нас есть лучшие шансы выиграть эти выборы, а лучший шанс выиграть выборы дает лидерство среди консерваторов. И мы выиграем право выдвижения на (партийном) съезде!» — заявил политик.
Главным проигравшим этого раунда первичного голосования стал бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич, который связывал с южными штатами большие надежды. Победа Санторума делает его притязания на лидерство в правом крыле республиканцев несостоятельными.
Гингрич, сумевший оставить за собой только два штата, Южную Каролину и Джорджию, которую он представлял в конгрессе на протяжении двух десятилетий, очень рассчитывал на победу в штатах «глубокого юга». Как описывает The Washington Post его стратегию, он «упирал на то, что Республиканской партии нужен для победы юг, и именно его юг хочет видеть больше всего (как кандидата)». Гингрич не уезжал из Алабамы до последнего, рассчитывая переломить ход гонки, и узнал результаты голосования в городе Бирмингем. Признавая поражение, он несколько раз подчеркивал, что получил почти столько же делегатских голосов, что и его соперники.
Его речь, по оценке наблюдателей, была необычно комплиментарна по отношению к Санторуму, но укусить лишний раз Ромни политик шанса не упустил. «Если ты лидер гонки и приходишь к финишу третьим, то ты не такой уж и лидер гонки», — пошутил он. Резкая активизация крайне консервативных евангелических христиан, которые так и не признали в Ромни своего кандидата, показывает, с каким трудом приходится бывшему губернатору Массачусетса сколачивать свою предвыборную коалицию. Как пишет The New York Times со ссылкой на свои источники в республиканских партиях обоих штатов, «господин Ромни выступил хуже в ключевых районах этих штатов, даже там, где партийный истэблишмент, как ожидалось, выступит в его поддержку».
Теперь Гингрич сосредоточит свои усилия не на борьбе с Санторумом, а на Ромни, продвижению которого он будет всячески мешать. «Он верит, что главной целью должна стать аккумуляция стольких делегатских голосов, чтобы помешать Ромни выиграть выдвижение до съезда, — заявил The Wall Street Journal глава его штаба Боб Уокер. — Если Ромни удастся остановить, я не думаю, что ему удастся стать кандидатом на съезде».
Ромни в телеэфире предпочел не появляться. По итогам праймериз в Алабаме и Миссисипи он сделал письменное заявление, в котором поздравил победителя гонки. Один из представителей его штаба Эрик Фернстрем заявил CNN, что «никто не рассчитывал, что Митт выиграет Алабаму и Миссисипи», поэтому и поражением это считать не нужно.
Остроту внутрипартийной гонки можно понять по решению и Ромни, и Санторума продолжить агитационную кампанию на Пуэрто-Рико. До этого лишь редкий соискатель выдвижения на президентский пост посещал это свободно ассоциированное с США государство, которое отправляет на национальный съезд республиканцев 23 делегатов. Сейчас Ромни связывает надежды на упрочение лидерства с Иллинойсом, где праймериз состоятся 20 марта.
Наблюдатели отмечают, как надолго затянулась гонка в республиканском лагере: обычно после «супервторника» победитель отборочного голосования уже известен. На этот раз все иначе. «Самый главный урок этой ночи состоит в том, что эти долгоиграющие праймериз, далекие от того, чтобы привести партию к единству за спиной фаворита, оставляют республиканцев разделенными на упрямые три трети», — пишет The Washington Post.
Во многом это определяется принятым накануне старта предвыборной кампании решением национального комитета Республиканской партии изменить систему делегирования голосов от штатов на августовский съезд. Вместо принципа «победитель получает все», когда победителю в одном конкретном штате отходят все закрепленные за территорией голоса, в большинстве штатов была введена пропорциональная система подсчета голосов.