ЦИК Южной Осетии завершил регистрацию кандидатов на пост президента республики, выборы которого намечены на 25 марта. В шорт-листе 4 фамилии, хотя изначально их было 22. Остальные были отсеяны по итогам проверки документов и лингвистического теста на знание государственных языков, русского и осетинского. Два кандидата - посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев и бывший глава КГБ Леонид Тибилов - считаются наиболее близкими Кремлю (хотя публично это отрицают), уполномоченный по правам человека Давид Санакоев – экс-президенту Эдуарду Кокойты, а лидера компартии Станислава Кочиева, формально оппозиционного властям республики, собеседники «Газеты.Ru» в Южной Осетии называют неспособным отстаивать права оппозиции. Таким образом, все кандидаты от оппозиции от выборов по тем или иным причинам были отстранены.
Ближайший соратник победившей на ноябрьских выборах экс-министра образования Аллы Джиоевой Владимир Келехсаев не прошел лингвистический тест, а у вице-спикера парламента Юрия Дзиццойты и депутата Сергея Зассеева нашли нарушения в подписных листах.
Они оба сейчас пытаются обжаловать решение ЦИК в суде. Кандидатов отсекали постепенно, по мере того, как оппозиция соглашалась их поддержать. Еще один соратник Джиоевой, замглавы МИД Алан Плиев заявил «Газете.Ru», что ждет решения суда по жалобе Зассеева, и только после этого оппозиция определится с новой стратегией.
Южноосетинский политолог Алан Парастаев считает, что Санакоев мог бы привлечь на свою сторону протестный электорат, потому что человек «хороший». «Но где он был, когда люди мерзли на площади? Он ни разу к ним не вышел, хотя должен заботиться о защите их прав, - рассуждает он. – Даже Медоев вступался за оппозицию. Тибилов из КГБ, с ним все понятно. Кочиев несколько раз пытался быть оппозиционером, но все время бросал».
Ни один кандидат, признает эксперт, в отличие от снятого с еще с предыдущих выборов и высланного из республики бывшего тренера российской сборной по вольной борьбе Джамбулата Тедеева, «не способен и не заинтересован в том, чтобы уничтожить остатки режима Кокойты».
«Мы вчера получили постановление ЦИК, но отдали его обратно, оно не было оформлено должным образом, без исходящего номера. Надеемся получить его завтра и подать жалобу, это первая и единственная инстанция, - сообщил «Газете.Ru» Зассеев. –
Кандидаты, которые зарегистрированы, они все одобрены Кремлем, администрацией президента. Те, кто имел поддержку народа, их отсеяли».
Зассеев тоже не знает, что сейчас делать той половине жителей Южной Осетии, которая голосовала в 2011-м за Джиоеву: «Я был последним шансом, а сейчас народ обокрали». Об этом же в интервью «Эхо Кавказа» заявил Дзиццойты: «Людей, которые могли бы придать легитимность этим выборам, просто взяли и удалили из предвыборной гонки. Поэтому любой президент, который будет избран, - это, собственно говоря, не выбор народа. Народу оставили возможность выбирать между теми, кого уже выбрали». Он считает, что «все это происходит по согласованию с экс-президентом» для того, чтобы «сохранить ту команду, которую он собрал вокруг себя».
При этом, выходить на улицу в знак протеста против снятия оппозиционных кандидатов Зассеев смысла не видит. «Мы ждем, пока у вас пройдут выборы, может, что-то изменится в политике по отношению к Южной Осетии», - надеется он.
Победившая на осенних выборах, но так и не ставшая президентом Джиоева из больницы Цхинвали обратилась к сторонникам. Она выздоравливает после того, как в три недели назад ее штаб взяли штурмом, многие были избиты, а сама оппозиционерка оказалась в больнице с инсультом. «Я продолжаю оставаться под стражей вооружённых людей без предъявления мне каких-либо обвинений», - жалуется она. По словам Джиоевой, ее сторонники просят ее «обратиться к народу с призывом о проведении акции гражданского неповиновения против произвола властей», но она сама «не может допустить дестабилизации обстановки в канун выборов Президента РФ». Вариантов дальнейшего развития событий Джиоева не предлагает и обещает снова обратиться к сторонникам уже после 4 марта. Те, кто видел ее в последние дни, говорят, что она деморализована, как и люди в Южной Осетии, которые неделю в декабре провели на улице, протестуя против снятия оппозиционерки с выборов.
Зарегистрированные кандидаты, тем временем, готовятся подписать соглашение о проведении честных выборов. Его инициировал Санакоев. Последним пунктом соглашения, как передает государственное информагентство «Рес», стало обещание «не провоцировать граждан на акции гражданского неповиновения и массовые беспорядки».