Евросоюз выполнит свое обещание начать с Сербией переговоры о присоединении ее к региональному блоку после того, как конфликт Белграда с не признаваемой им Приштиной начнет улаживаться. В понедельник о том, что Сербия уже на следующий день может получить статус кандидата на членство в ЕС, объявил французский министр иностранных дел Ален Жюппе.
Формальное решение о предоставлении Сербии кандидатского статуса будет принято во вторник, но, как сообщил журналистам Жюппе, этот вопрос был согласован днем ранее на встрече глав МИДов стран Евросоюза в Брюсселе.
«Дело сделано. Сегодня было получено согласие. Никаких возражений больше нет», — цитирует его Reuters. В то же время министр, ненадолго вышедший к журналистам в перерыве министерского заседания, заявил, что небольшие вопросы еще остаются у таких стран, как Литва и Румыния. Бухарест требовал от Сербии дополнительных гарантий уважения прав румынского меньшинства, а Вильнюс не урегулировал отношения с Белградом по поводу председательства в Генеральной ассамблее ООН, ссылается AFP на источники, знакомые с ходом переговоров.
Вскоре снятие всех возражений подтвердили коллеги Жюппе. «Сербия выполнила все условия для получения кандидатского статуса», — заявил журналистам шведский министр Карл Бильдт. Его бельгийский коллега Дидье Рейндерс пообещал поддержать позицию Белграда, а чешский министр Карел Шварценберг выразил надежду, что Брюссель и Белград «наконец-то придут к позитивному соглашению», передает нидерландская радиостанция RNW.
Евросоюз пошел навстречу Сербии после того, как Белград договорился с Приштиной об условиях регионального сотрудничества и совместном контроле границ.
Это было одним из условий, которые страны ЕС выставили Сербии в декабре, отметил, что принципиально против предоставления кандидатского статуса Белграду не возражают. Помимо этого сербские власти должны были продемонстрировать активное сотрудничество с миссией Евросоюза по обеспечению верховенства права в Косово Eurolex и военным контингентом KFOR, действующим на территории не признаваемой Сербией республики под эгидой НАТО. На том, чтобы такие условия были выдвинуты, настоял тогда Берлин, заблокировавший уже готовое было решение о предоставлении Сербии кандидатского статуса.
Несмотря на то что переговоры Белграда с Евросоюзом значительно активизировались после поимки в прошлом году Горана Хаджича и Ратко Младича — разыскиваемых Гаагским трибуналом бывших сербских лидеров времен Боснийской войны 1992—1996 годов — и их выдачи трибуналу, Германия была обеспокоена растущим напряжением на населенном сербами севере края, где в течение нескольких последних месяцев происходили столкновения радикалов из сербской общины с косовскими пограничниками, европейскими полицейскими и военнослужащими из КФОР. Местная община в середине февраля провела референдум о непризнании Приштины легитимными властями севера края. И хотя это решение поддержали 99,74% из пришедших на участки для голосования сербов, официальный Белград отказался брать такие результаты в расчет. Власти Сербии пытались уговорить соотечественников не идти на демарш, утверждая, что это может ухудшить международные позиции Белграда, пытающегося хоть как-то решить косовскую проблему. Президент Сербии Борис Тадич говорил накануне референдума, что этот шаг «вреден, если говорить о государственных интересах».
Позиция Белграда удовлетворила его западных партнеров, и, что принципиальное согласие на предоставление Сербии кандидатского статуса — дело решенное, стало понято через неделю после референдума. 23 февраля германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле заявил в Белграде, что «европейская перспектива хороша для Сербии, для Западных Балкан и для самого Евросоюза, и это причина, по которой Германия будет поддерживать ее». Его сербский коллега признался тогда журналистам, что «Сербия теперь в шаге от кандидатства». На следующей день между Белградом и Приштиной был заключен договор, согласно которому Сербия не признает самостоятельности отделившегося края, но оставляет за ним право принимать участие в региональных организациях на Балканах.
Вскоре должны последовать шаги по сближению Евросоюза и с Косово. На минувшей неделе Брюссель поставил задачу предварительно проанализировать возможность заключения с Косово соглашения о стабилизации и ассоциации, без которого дальнейший процесс интеграции невозможен.
Само вступление Сербии в Евросоюз может занять годы и вряд ли является панацеей от региональных проблем, предупреждают эксперты.
Хотя сербская пресса встретила известия из Брюсселя с оптимизмом («Соглашение достигнуто, кандидатство в кармане!» — радуется газета «Вечерње новости»), предоставление в отношениях с ЕС нового статуса Белграду не устанавливает каких-либо временных рамок для процесса самого вступления Сербии в союз.
«Даже если Сербия получает кандидатский статус, вопрос о полной реализации положений соглашений, а также вызовы на севере (края) будут продолжать омрачать отношения между Белградом и Приштиной, — заявил в интервью специализирующемуся на балканской политике изданию SETimes.com политолог Иэн Бенкрофт из исследовательского центра TransConflict. — В обеих странах есть существенная внутренняя оппозиция этим переговорам, а также значительная доля скепсиса в отношении того, могут ли они принести содержательные и глубокие перемены, учитывая, что вопрос о признании независимости (Косово) всегда прячется где-то в тени».