Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов второй день подряд становится объектом новостей. После громкого заявления накануне о выходе из состава совета директоров радиостанции в знак протеста против изгнания из него собственником, «Газпром-медиа», независимых директоров в среду он сообщил о том, что его вызывают в прокуратуру.
Венедиктов вызван в четверг в Пресненскую межрайонную прокуратуру для дачи показаний по жалобе тамбовчанина Александра Филшера, который утверждает, что устав радиостанции не соответствует Трудовому кодексу. Он дал понять, что считает вызов в прокуратуру продолжением разгоревшегося накануне скандала со сменой состава совета директоров радиостанции, охарактеризовав происходящее как «дуплет».
Венедиктов объявил об этом в своем микроблоге. По словам журналиста, копия жалобы направлена также в Государственную инспекцию труда.
Днем, однако, Генеральная прокуратура объявила, что следователи Венедиктова для разговора не ждут. В эфире телеканала «Дождь» официальный представитель ведомства Марина Гриднева заметила: «Действительно, проверка проводится по заявлению, которое поступило в прокуратуру. Проверка идет своим чередом. В прокуратуру его лично (Венедиктова) никто не приглашал». Она не исключила, что «может быть, это действительно какой-то навет».
Претензии Филшера Венедиктов сформулировал как «не так выбираем главного редактора».
Сам Филшер в беседе с «Газетой.Ru» опроверг, что его не удовлетворяют правила избрания главного редактора радиостанции, наоборот, он приветствует прошлогоднее переизбрание Венедиктова. Тамбовчанин, член партии «Яблоко», считает устав недемократичным, поскольку – тут он ссылается на слова Венедиктова – он запрещает журналистам вступать в политические партии.
По словам Филшера, жалобу он направил около месяца назад, но подвигла его на это история еще пятилетней давности, когда, как он вспоминает, Венедиктов в одном из своих эфиров заявил, что не только не допускает, чтобы его журналисты были членами политических партий, но и инициировал внесение такой поправки в устав редакции.
Венедиктов не раз говорил об этом в эфире. В конце декабря, например, в ходе беседы с научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным главред подчеркнул, что «в уставе «Эха Москвы» записано, что журналист «Эха Москвы» не может быть членом партии или политического движения». «Это устав, который принимался и журналистами, и акционерами, поэтому это не мое требование, а требование устава», — заявил он.
Венедиктов тогда объяснял, что идея внести это положение в уставные документы редакции относится еще к 1990 году. По его словам, это сделано для того, чтобы избежать конфликта интересов между журналистом-профессионалом и журналистом — политическим активистом. При совмещении этих качеств «журналист должен выбирать между своей политической обязанностью (не взглядами, а выполнением решения съезда партии, неважно какой) и профессиональной деятельностью в данной редакции», уверен главред радиостанции.
В беседе с «Газетой.Ru» Венедиктов подтвердил, что такой пункт 3.6 действительно содержится в уставе радиостанции.
«Я понимаю, когда какой-нибудь ортодоксальный коммунист или консервативный священник подобное говорит. Это воспринимается как данность. Но как либерал и представитель демократической свободной радиостанции он не может подобных вещей допускать», — говорит податель жалобы. Филшер, справившись со ст. 3 Трудового кодекса, хочет доказать, что партиец «имеет право работать в любой организации, а его партийная принадлежность не должна рассматриваться как дискриминационный признак».
Он сожалеет, что рассмотрение его жалобы совпало по времени со скандалом с советом директоров радиостанции: «Делают (политический) заказ на то, чтобы принимать меры давления, не имеющие отношения к делу. Я высказал лишь свою точку зрения». И добавляет: «Мою позицию нельзя использовать для политической мотивации».
Венедиктов сомневается в искренности Филшера. «В среде профессиональных адвокатов это называется «жалобщиком на доверии», — говорит главный редактор.
«Вы не задавались вопросом, не первая ли это его жалоба в прокуратуру? Мы знаем, что он жаловался (по самым разным поводам) президенту, сайту «Дом-2», но теперь — в прокуратуру», — заявил он «Газете.Ru». По его словам, из текста, направленного прокуратурой в редакцию, не было понятно, в чем суть претензий тамбовчанина, но общей картины разъяснения не меняют. «Какая разница, по какому поводу идет атака и дискредитация: для меня все равно», — заявил Венедиктов.
Накануне стало известно о том, что владелец основной доли акций ЗАО «Эхо Москвы» — «дочка» «Газпрома» «Газпром-медиа» — инициировала перевыборы совета директоров радиостанции, которые дадут холдингу возможность при необходимости оперативно отправить в отставку главного редактора, раскритикованного недавно и премьером, и президентом. В совете, по настоянию собственников, не будет ни независимых директоров Ясина и Александра Маковского, ни замглавы радиостанции Владимира Варфоломеева, ни Венедиктова (последний ушел в знак протеста). Главный редактор радиостанции выразил убежденность, что имеет дело с политически мотивированным давлением по заказу «руководителей государства».
Совпадение по срокам двух скандалов вокруг «Эха Москвы» могло быть и умышленным, считает адвокат правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев.
Есть три случая, когда рассмотрение жалобы может быть растянуто на разные сроки. Во-первых, с подачи самого заявителя, который отправляет жалобу не по подведомственности — например, в Генеральную прокуратуру, да еще и по почте. В таком случае жалоба будет датирована днем поступления в районную прокуратуру, куда она попадет по цепочке вниз через прокуратуру Москвы. В остальном ход дела зависит от действий прокуратуры. У нее есть месяц для проведения проверки, и по истечении 30 дней заявитель должен получить от следователей ответ. Они могут спохватиться и завершить проверку в срок или продлить сроки проверки, что случается часто. В таком случае речь идет либо о халатности, либо об умышленном затягивании проверки, причем «обжаловать по закону продление проверки на практике практически невозможно», рассказал адвокат «Газете.Ru».