Генпрокуратура Южной Осетии возбудила уголовное дело по факту протестов, которые устроили в Цхинвали сторонники победившего кандидата Аллы Джиоевой после президентских выборов, сообщила «Газете.Ru» помощница одного из лидеров оппозиции республики, несостоявшегося кандидата в президенты Джамбулата Тедеева Элина Марзоева. Это подтверждают и другие источники «Газеты.Ru» среди оппозиционеров. По словам Марзоевой, о возбуждении дела о попытке госпереворота следователи сообщают при обыске оппозиционеров в Москве и Северной Осетии. При этом расследуют дело российские ФСБ и Следственный комитет, которые делают это по запросу осетинской стороны, уточняют в осетинской оппозиции. Силовые органы посчитали попыткой госпереворота шествие оппозиции 30 ноября, спустя 3 дня после второго тура президентских выборов, когда сторонники Джиоевой, празднуя ее победу, обошли Цхинвали.
Победу Джиоевой по иску проигравшего главы МЧС Анатолия Бибилова отменил Верховный суд, заявив, что в ходе кампании и самих выборов Джиоевой были допущены нарушения.
По данным «Газеты.Ru», в списке подозреваемых соратник Джиоевой, бывший глава Совбеза республики, генерал Анатолий Баранкевич и главный тренер сборной России по вольной борьбе, несостоявшийся кандидат в президенты Джамбулат Тедеев.
Также на причастность проверяют руководителя штаба Джиоевой Михаила Ханикаева, бизнесмена из Краснодара Рауля Валиева, Алана Бекоева, бизнесмена из Северной Осетии. Кроме того, как сообщила «Газете.Ru» помощница Тедеева Элина Марзоева, в числе подозреваемых может оказаться и бывший руководитель КГБ Южной Осетии Роберт Табуев. Он уже находится в СИЗО, правда, по другому обвинению – в начале декабря его задержали в аэропорту Беслана в ходе проверки информации о перевозке им героина. МВД Северной Осетии впоследствии отчиталось, что героин был найден. Еще раньше, три года назад, Табуев уже был в розыске – его подозревали в причастности к убийству мэра Владикавказа Виталия Караева в конце 2008 года. Табуев возглавлял КГБ в самом начале 2000-х и был отправлен в отставку, когда к власти пришел Эдуард Кокойты.
За последние дни в России, Южной и Северной Осетии также прошли обыски у многих оппозиционеров – у самой Марзоевой, ее шефа Тедеева, замруководителя штаба Джиоевой Родиона Сиукаев, Ханикаева, правозащитника из Северной Осетии Руслана Макаева и его дочери, адвоката Елены Макаевой.
У них, в частности, изымали компьютеры и телефоны. При этом, когда Тедеева обыскивали 26 января, речь шла о другом уголовном деле, касающемся инцидента в сентябре. Тогда отказ ЦИК зарегистрировать спортсмена кандидатом в президенты спровоцировал волнения в Цхинвали.
В Генпрокуратуре Южной Осетии заявили, что не будут комментировать заявления оппозиции, в ФСБ предложили прислать письменный запрос и ответить на него в течение недели, а представитель СК был недоступен для комментариев.
Сейчас в Южной Осетии активно регистрируются участники президентских выборов, намеченных на 25 марта. Глава МЧС Анатолий Бибилов, считавшийся фаворитом Кремля на ноябрьских выборах, участвовать в них уже отказался. Теперь Россия, как отмечает осетинский политолог Алан Парастаев, скорее всего, поддержит посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева. Единый кандидат от оппозиции, впрочем, еще не определен. Алла Джиоева уже говорила, что в выборах участвовать не будет, а у Тедеева обыски прошли как раз после того, как он такое желание высказал.
Из оппозиционных лидеров свою кандидатуру выставил только Владимир Келехсаев, который во время кризиса в Южной Осетии все время был рядом с Джиоевой.
Еще одной компромиссной фигурой может стать вице-спикер парламента Юрий Дзиццойты. Он, например, был одним из немногих действующих политиков, кто признал победу Джиоевой. «Совершенно понятно, что Алла Джиоева выиграла выборы и выиграла их с солидным отрывом от своего конкурента, — заявил парламентарий 7 февраля в интервью «Эху Кавказа». — И не было никаких существенных нарушений, которые могли бы привести к отмене этих выборов». Тем не менее, по его словам, если Джиоева проведет инаугурацию, это усугубит политический кризис в стране. Впрочем, заверил Дзиццойты, планов применять силу против оппозиционерки и ее сторонников у властей нет.