В Цхинвали прошли переговоры между исполняющим обязанности президента Вадимом Бровцевым и оппозиционеркой Аллой Джиоевой. Таким образом власти отреагировали на ультиматум, который предъявила им оппозиция на прошлой неделе. Переговоры стороны не вели уже больше месяца, в то время как политический кризис в республике не разрешен. Замглавы МИДа Алан Плиев, который был на встрече, рассказал «Газете.Ru», что обе стороны довольны хотя бы тем, что переговоры опять начались — это главный их итог. Оппозиция, по его словам, обратила внимание Бровцева на «некоторые нестыковки»: до сих пор в силе постановление ЦИК, согласно которому Джиоева является избранным президентом, а новые выборы уже назначены. И Джиоева, по его словам, настаивает на своих позициях. Бровцев, сообщил Плиев, принял у оппозиции документы, и новый раунд переговоров произойдет в ближайшее время.
Источник в окружении Джиоевой рассказал «Газете.Ru», что она не готова опять выводить людей на площадь и хочет добиться своего путем переговоров.
Неделю назад Джиоева направила Бровцеву письмо, в котором потребовала передать ей власть и дала и. о. президента неделю на принятие решения. «Отказ от выполнения настоящего требования будет расценен как незаконное удержание власти со всеми вытекающими из этого последствиями», — считает она. Таким образом, она отозвала свою подпись с соглашения, которое при посредничестве России заключила с Эдуардом Кокойты. Соглашение предусматривало отставку самого Кокойты, генпрокурора Теймураза Хугаева и главы Верховного суда Ацамаза Биченова, а также прекращения уголовного и административного преследования ее сторонников. Но пока свой пост покинул только Кокойты, отставку Хугаева и Биченова отказался утверждать парламент, а сторонников оппозиционерки в Северной Осетии обвиняют в хранении оружия и наркотиков. При этом Джиоева, как и обещала, уговорила своих сторонников уйти с центральной площади Цхинвали, на которой они уже успели обосноваться — разбили палатки, жгли костры, варили мясо и пели песни под баян.
На прошедших выходных люди опять выходили на площадь в поддержку Джиоевой, а она обещала в ближайшее время назначить дату своей инаугурации.
За две недели до ультиматума оппозиционерка уже писала Бровцеву. «Создается впечатление, что вы либо тянете время, либо намерены саботировать выполнение соглашения», — констатировала Джиоева и пообещала «бороться за восстановление законности и правопорядка в республике совместно со своими сторонниками и всем народом Южной Осетии». Администрация президента претензии оппозиции не принимает и расценивают этот шаг как «неконструктивный и конъюнктурный, имеющий своей целью сознательную дестабилизацию внутриполитической ситуации в республике накануне повторных выборов президента», говорится в заявлении властей. В нем также отмечается, что кандидатуры Хугаева и Биченова были представлены на увольнение, а «всенародно избранные депутаты в рамках демократических процедур приняли решение, которое они посчитали необходимым». В начале декабря Биченов постановил, что состоявшиеся в ноябре выборы следует считать недействительными из-за допущенных, по его мнению, Джиоевой нарушений. Она к этому моменту выборы уже выиграла, оставив далеко позади главу МЧС Анатолия Бибилова, которого поддерживал и Кокойты, и Кремль.
ЦИК Южной Осетии тем временем продолжает регистрировать инициативные группы кандидатов в президенты — пока их четверо.
В понедельник были зарегистрированы группы вице-спикера парламента Юрия Дзиццойты и президента Торгово-промышленной палаты Роина Козаева. Именно Дзиццойты критиковал решение парламента, отказавшегося увольнять судью и прокурора.
«Если мы этого не сделаем (не утвердим отставки. — «Газета.Ru»), ответственность ложится на парламент», — заявлял депутат в середине декабря. Кроме того, уже зарегистрированы инициативные группы двух бывших соперников Джиоевой в первом туре — замминистра обороны по воспитательной работе Игоря Алборова и бывшего главы госкомитета печати и информации Георгия Кабисова. Во второй тур они оба не прошли.
Но в ближайшее время среди кандидатов может появиться еще один серьезный игрок, пользующийся в Южной Осетии поддержкой протестного электората, — главный тренер российской сборной по вольной борьбе Джамбулат Тедеев. Считается, что победить на выборах Джиоева смогла во многом благодаря его поддержке. Самого Тедеева осенью ЦИК уже отказался регистрировать, сославшись на то, что Тедеев не соответствует требованию о 10-летнем цензе оседлости. Тренер не смог доказать, что в России он только работает, но не живет. Решение ЦИК тогда едва не спровоцировало массовые беспорядки: против Тедеева пытались возбудить уголовное дело, и он под конвоем покинул республику. Пока инициативная группа Тедеева еще не зарегистрирована, но у его сторонников есть еще больше месяца — до 29 февраля.