Близкие умершего в СИЗО юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского просят у президентского совета по правам человека защиты от МВД, которое не оставляет попыток привлечь к ответственности погибшего фигуранта дела об уклонении от уплаты налогов, говорится в сообщении Hermitage, поступившем во вторник утром в «Газету.Ru». МВД направило матери Магнитского уже пять повесток о явке для участия в следственных действиях, очередной допрос назначен на вторник, 17 января, говорится в сообщении фонда. Повестка подписана следователем управления МВД по ЦФО Борисом Кибисом, сменившим в конце минувшего года следователя Олега Сильченко, которого защитники Магнитского подозревали в заинтересованности в деле юриста.
Кибис не нашел нарушений в действиях Сильченко, отказался приобщить к делу выводы президентского совета по правам человека о многочисленных нарушениях в отношении Магнитского, а также присвоил родственникам юриста не предусмотренный законом статус «законных представителей умершего обвиняемого», говорится в сообщении Hermitage.
И мать Магнитского, и ее адвокат считают попытки привлечения матери к следственным действиям по делу умершего сына незаконными и на допросы в МВД не ходят.
«Я не считаю возможным участвовать в следственных действиях в статусе, который не предусмотрен законом и присвоен мне без учета моего мнения. Я отказываюсь принимать участие в заведомо незаконных следственных действиях по уголовному делу, в рамках которого на основании сфабрикованных следствием доказательств был репрессирован мой сын», — объяснила мать Магнитского свою позицию в жалобе генеральному прокурору Юрию Чайке, направленной накануне, 16 января. Ранее родственники погибшего юриста пытались обжаловать и возобновление уголовного дела в его отношении без их согласия и попытки привлечь их к следственным действиям, однако все во всех их жалобах было отказано.
Теперь следователь Кибис грозит заменить адвоката матери Магнитского защитником по назначению, об этом говорится в последней повестке, поступившей на ее имя. «…Адвокат приглашается участником уголовного судопроизводства для оказания ему квалифицированной юридической помощи и не обязан являться к следователю по его требованию в качестве самостоятельного участника», — говорится в обращении родственников Магнитского и их адвоката Николая Горохова у генпрокурору Чайке. Действия Кибиса и других сотрудников МВД родственники Магнитского считают «психологическим давлением» с целью добиться от них отказа от попыток добиться его реабилитации.
Следствие в отношении Магнитского, прекращенное в связи с его смертью в 2009 году, было возобновлено летом минувшего года, после соответствующего решения Конституционного суда. Возобновление дела инициировала Генпрокуратура и поддержал Следственный комитет России. Президентский совет по правам человека в 2010 году провел общественную экспертизу «дела Магнитского», в ходе которой было выявлено множество нарушений как в процессе возбуждения и расследования дела юриста, так и в условиях его содержания в СИЗО. Кроме того, эксперты не исключали, что смерть Магнитского могла наступить после избиения его резиновыми дубинками. С момента передачи материалов экспертизы правоохранительным органам, члены совета уже неоднократно заявляли об отсутствии подвижек в проверке фактов, добытых экспертами.