Угроза военного переворота в Пакистане, обладающем ядерным оружием, миновала. Президент страны Асиф Али Зардари вернулся в пятницу на родину после короткой поездки в Дубай. В ОАЭ глава государства отправился с «частным визитом» (по официальной версии, он был гостем на свадьбе, по другой — отбыл на медобследование) в самый разгар политического кризиса.
Накануне объявления о возвращении Зардари главнокомандующий пакистанской армией генерал Ашфак Первез Каяни собрал на экстренное совещание высшее руководство вооруженных сил. Из генштаба поступило полуофициальное объяснение, что военные решили обсудить создавшиеся условия в стране, переживающей политическую и экономическую нестабильность. Неожиданное отбытие Зардари, только в декабре вернувшегося из ОАЭ, где он проходил лечение после «небольшого удара», лишь усилило слухи о готовящемся военном перевороте, который мог стать четвертым в истории независимого Пакистана.
Однако, как дали понять Reuters источники в руководстве ВС, военные собираются добиваться отставки Зардари конституционным путем.
«Речь не идет о том, что военные собираются захватить власть, — цитирует агентство офицера ВС Пакистана, посвященного в планы своего руководства. – Я не предвижу военного переворота».
Отношения между гражданской администрацией и военными серьезно обострились после публикации в середине ноября американским журналом The Foreign Policy конфиденциального меморандума, адресованного тогдашнему главе Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмиралу Майку Маллену. В записке, якобы составленной послом Пакистана в США Хусейном Хаккани с ведома президента Зардари, содержится адресованная американцам просьба помочь гражданской администрации Пакистана перехватить контроль над вооруженными силами, оттеснив фактически автономных высших руководителей армии. Скандал, получивший название «Мемогейт», привел к отставке Хаккани и к расследованию обстоятельств составления меморандума Конституционным судом по настоянию генерала Каяни. Гражданские власти страны свою причастность к появлению документа категорически отрицали, а Зардари даже назвал это «заговором против (его) правительства».
В среду военные пригрозили премьер-министру Юсуфу Резе Гилани «плачевными последствиями».
Генштаб предъявил претензии главе правительства из-за его недавнего интервью китайской газете The People's Daily, в котором он обвинил военных в попытке нарушения конституции.
«Нет серьезней обвинения, чем то, что предъявил уважаемый премьер-министр, — объявил генштаб. – Это очень серьезное развитие событий, которое может иметь потенциально плачевные последствия для страны».
В ответ на демарш военных Гилани отправил в отставку своего секретаря по делам обороны Найема Халида Лодхи с формулировкой «за злостно неправомерное поведение». Через чиновника на этом посту военные лоббируют свои интересы в гражданском правительстве.
В субботу гражданские и военные попытаются решить возникшие между ними противоречия. На встречу парламентского комитета по нацбезопасности под председательством Гилани приглашен и Каяни.
Соединенные Штаты, отношениях которых с Исламабадом переживают не лучшие времена, официально выступили на стороне гражданского правительства. «Пакистан должен решить все внутренние противоречия справедливо и прозрачно, с уважением пакистанских законов и конституции», — цитирует радиостанция Voice of America госсекретаря Хиллари Клинтон.