В четверг райсуд на родине президента Белоруссии Александра Лукашенко, в городе Шклове, удовлетворил ходатайство шкловской колонии ИК-17 об изменении режима отбытия наказания соперника Лукашенко на президентских выборах 19 декабря 2010 года Николаю Статкевичу, ранее осужденному на шесть лет колонии усиленного режима за организацию массовых беспорядков в ночь после выборов.
Как следует из приговора, Статкевич «не стал на путь исправления и не покаялся».
Администрация колонии обратилась в суд с представлением о переводе Статкевича на тюремный режим и перевод в тюрьму № 4 в Могилеве. В представлении администрация для суда указала, что осужденный Статкевич «является злостным нарушителем порядка отбывания наказания, на путь исправления не встал, к УДО (условно-досрочному освобождению. — «Газета.Ru») не стремится, намерен освободиться по отбытии и вести в дальнейшем преступный образ жизни», цитирует представление сайт Николая Статкевича.
Злостные нарушения режима выражались в следующем: на робе Статкевича не обнаружилось бирки с номером отряда и ФИО, кроме того, он не указал в списке принадлежащих ему личных вещей носовые платки, за что получил взыскания, был помещен в ШИЗО (штрафной изолятор), а затем в ПКТ (помещение камерного типа) на один месяц.
Взыскания были наложены на Статкевича, напоминает сайт политика, через неделю после того, как в белорусских СМИ были опубликованы его «Письма на свободу» из колонии, в которых политик рассуждал о нелегитимности режима Лукашенко.
По совокупности характеристики осужденного и наличия у него взысканий администрация просила суд перевести Статкевича на тюремный режим отбытия наказания в тюрьму Могилева. Документ подписан начальником колонии полковником Ермолицким С. В.
«Не встал на путь исправления», по словам родственников и адвоката Статкевича Сергея Новика, означает, что Статкевич по-прежнему не признает себя виновным и отказывается писать прошение о помиловании на имя Лукашенко. Об этом говорил и сам Лукашенко на своей предновогодней пресс-конференции.
Судья Виталий Волков рассмотрел дело единолично и в закрытом режиме, на заседание не пустили даже супругу Николая Статкевича Марину Адамович (они поженились в декабре 2011 года в колонии).
«Это был не уголовный процесс, потому не было обвинения и защиты как таковых, — передала Адамович «Газете.Ru» рассказ адвоката. — Это «серая зона» белорусского законодательства — порядок таких процессов нигде чётко не прописан. Просто судья подтвердил представление руководства колонии на ужесточение режима».
Во время разговора с корреспондентом «Газеты.Ru» Марину Адамович задержала милиция, ее отпустили через полчаса.
Приговор судьи Волкова — три года тюремного режима — это максимальный срок, предусмотренный статьёй 69 Уголовно-исполнительного кодекса Белоруссии. Тюремный режим предполагает, что все это время Статкевич будет сидеть в камере, ему разрешена одна часовая прогулка в день, одно короткое свидание в год и одна бандероль в год.
Статкевич воспринял приговор спокойно, рассказал адвокат политика Сергей Новик агентству «БелаПАН»: «Я не могу сказать, что он это принял как должное. Мы не согласны, что решение принято законное и обоснованное, но вместе с тем что-то подобное Николай Викторович ожидал». По его словам, судебное постановление не может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке.
По словам адвоката, Статкевич не жаловался на самочувствие, хотя во время регистрации брака в декабре он был простужен. Накануне суда администрация колонии отказалась принять лекарства от кашля и сердечные препараты для Статкевича, по словам Адамович, фельдшер колонии заявил, что лекарства Статкевичу не нужны.
26 мая 2011 года суд Ленинского района Минска по обвинению в организации «массовых беспорядков» приговорил Николая Статкевича к шести годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Суд пришел к выводу, что именно Статкевич вместе с еще одним кандидатом в президенты, Дмитрием Уссом, «готовили массовые беспорядки» и возглавляли «бесчинствующую толпу» во время шествия по проспекту Независимости 19 декабря 2010 года. Другие осужденные по делу 19 декабря получили меньшие сроки.
Родственники и адвокаты другого осуждённого экс-кандидата в президенты Белоруссии Андрея Санникова (он получил 5,5 года колонии) не видели его уже три месяца. Его родные получают от него только письма странного содержания: в последнем письме, например, он на трех страницах инструктирует жену, как следует поливать комнатные растения в их квартире, при этом ничего не пишет о себе и условиях содержания.
Накануне вынесения приговора Статкевичу адвокат Санникова Андрей Варвашевич посетил колонию «Витьба-3» в Витебской области, где отбывает наказание политик, но ему в очередной раз отказали во встрече с подзащитным. Юристу снова заявили, что идет некая проверка по факту якобы заявления Санникова, что в тюрьме его жизни угрожает опасность.
Родственники Санникова считают эту причину надуманной. «Учитывая изоляцию Андрея и сегодняшний приговор Николаю Статкевичу, можно сказать, что происходит ужесточение отношения к политическим заключенным, усиливается давление на них. Власти используют тактику полной изоляции политзаключенных. Похоже, они сами не предполагали, что, оказавшись в тюрьмах, эти люди не только не сломаются, но и станут моральными авторитетами для всех», — сказала в интервью сайту charter97.org супруга Санникова Ирина Халип.