Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с инициативой перенести на более ранний срок референдум о предоставлении независимости Шотландии. По итогам майских выборов в парламент Шотландии, на которых убедительную победу одержала Шотландская национальная партия (ШНП), было объявлено, что народное волеизъявление по вопросу о возвращении полного суверенитета Шотландии может состояться во второй половине срока полномочий нынешнего парламента, то есть после 2014 года.
«Если (лидер ШНП) Алекс Салмонд хочет референдум о независимости, почему мы ждем до 2014 года? — заявил Кэмерон. — Очень вредит Шотландии то, что бизнесмены все время спрашивают: «Будет ли Шотландия частью Соединенного Королевства? Останутся ли они вместе? Должен ли я инвестировать?»
Как ожидается, Кэмерон должен конкретизировать свои предложения в течение нескольких следующих дней. Британское правительство должно решить, будет ли этот референдум юридически обязывающим. Для того чтобы решение, принятое жителями Шотландии, имело силу закона, объявление о референдуме должно быть сделано не менее чем за 18 месяцев до дня его проведения, утверждают на Даунинг-стрит, 10.
Эту позицию, согласно коалиционному соглашению, поддерживает либерал-демократ Майкл Мур, занимающий пост госсекретаря по делам Шотландии. Ранее он весьма осторожно высказывался о судьбе референдума. Как пишет The Guardian, ссылаясь на свои источники в руководстве либерал-демократов, Мур во вторник встретится с Кэмероном и официально предложит ему передать полномочия по назначению юридически обязывающего референдума от британского парламента парламенту шотландскому. Обещание юридически обязывающего, а не консультативного референдума — это «пряник» со стороны Лондона, поясняет The Guradian. Эдинбург сможет рассчитывать на него лишь в случае согласия перенести референдум на более раннюю дату.
Предложение Кэмерона продиктовано его желанием перехватить эту повестку у шотландских националистов, цитирует издание The Scotsman мнение профессора Стратклайдского университета Джона Кёртиса.
Опросы общественного мнения, проведенные в конце прошлого года, показали, что сейчас лишь от 32% до 38% жителей Шотландии готовы поддержать идею провозглашения полного суверенитета, в то время как около половины опрошенных — 47—57% — хотят сохранения унии с Англией.
По мнению Кёртиса, шотландские националисты рассчитывают, что в 2014 году привлечь на их сторону больше жителей Шотландии смогут два крупных события — Игры Содружества в Глазго и празднование 700-летия битвы при Бэннокберне, в которой шотландцы под предводительством короля Роберта I Брюса одержали решающую победу над английским королем Эдуардом II.
«Однако обращение к чувствам шотландцев и их гордости вряд ли принесет победу мистеру Салмонду, — продолжает Кёртис. — Даже среди тех, кто не только обозначает себя как шотландец, но и ясным образом отрицает, что он британец, — таких 30%, только 53% поддерживают идею полной независимости».
Осознавая это, шотландские националисты апеллируют не только к чувствам, но и к меркантильным интересам своих соотечественников. Как ранее объявлял Салмонд, в случае провозглашения Шотландией независимости официальный Эдинбург получит и бóльшую часть доходов от разработки нефти в Северном море.
Жесткое заявление Кэмерона не понравилось ни его партнерам по коалиции либерал-демократам, ни лейбористам. Обе партии выступают за сохранение Шотландии в составе Соединенного Королевства и предпочли бы, чтобы правящие консерваторы вели более осторожную политику в шотландском вопросе.
Предложение «было сделано неидеальным образом», заявил источник The Guardian в руководстве либерал-демократов. Лейбористы же выразили недоумение тем, что Даунинг-стрит, 10, даже не удосужился проинформировать их лидера Эда Милибэнда об инициативе по переносу даты референдума. Лейбористы составляют вторую по численности фракцию в шотландском парламенте и полагают, что их позиция по вопросу о судьбе Шотландии должна иметь даже большее значение, чем на общенациональном уровне. Оппозиция указывает также на то, что даже сами члены кабинета министров не были предупреждены о предложении Кэмерона. «Это совершенное сумасшествие — информировать кабинет по этому вопросу при помощи (канцлера казначейства) Джорджа Осборна на совещании по вопросу об Олимпийских играх в Лондоне», — цитирует газета собеседника в руководстве лейбористов.
Ставшая частью Соединенного Королевства в 1707 году, Шотландия сохранила некоторую автономию, в частности независимую от английской судебную систему, а в 1999 году получила и полноценный орган самоуправления — национальный парламент.