Комплексная политическая реформа Дмитрия Медведева держится на шести пунктах: возвращение прямых выборов губернаторов, упрощение процедуры регистрации политических партий, отмена регистрации по подписям на выборах в Госдуму и региональные заксобрания, изменение принципов формирования Госдумы, сокращение количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в президенты, и увеличение представительства партий в избирательных комиссиях.
Эти изменения Медведев адресовал тем, «кто говорит о необходимости перемен», отметив, что «понимает их». Очевидно, в первую очередь перемены обращены к митинговавшим против фальсификаций на думских выборах на Болотной площади в Москве и других регионах 10 декабря.«Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни», — описал суть реформы президент в своем последнем на этом посту послании федеральному собранию.
Путинский «фильтр» под вопросом
Самым громким начинанием может стать предложение Медведева о возвращении к прямым выборам губернаторов. Но пояснять по этой теме глава государства ничего не стал, заранее предупредив, что «поддерживает инициативу Владимира Путина», который в ходе «прямой линии» 15 декабря предложил населению выбирать губернаторов из кандидатов, предложенных партиями, представленными в региональных заксобраниях, и прошедших президентский отбор. Путин назвал такой отбор «фильтром».
Однако описанная конструкция осталась загадкой даже для адресатов послания. Многие слушатели Медведева, по свидетельству корреспондента «Газеты.Ru», выходя из зала, спрашивали друг у друга, что все-таки означает инициатива президента.
На брифинге после оглашения послания помощник президента Аркадий Дворкович сказал, что законопроект о прямых выборах губернаторов сейчас дорабатывается в части механизма выдвижения кандидатов. «Консультации идут с фракцией «Единой России» и другими фракциями. Безусловно, роль партий в выдвижении главная, это точно, но деталей всей процедуры сообщить не могу», — пояснил Дворкович.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин уточнил, что пока только обсуждается необходимость введения президентского «фильтра» для кандидатов в губернаторы, а также дал понять, что выдвижение кандидатов партиями — это лишь один из вариантов будущей системы губернаторских выборов.
Ясность есть только в том, что система губернаторских выборов будет основана на прямых выборах населением, сказал Нарышкин. «Возможно, уже в следующем году будет первый выборный губернатор», — не исключил спикер.
Если будет воплощена модель губернаторских выборов, предложенная Путиным, то «в полном смысле слова говорить о прямых выборах, конечно, будет нельзя», указывает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов.
«Выборы предполагают свободное использование пассивного избирательного права всеми гражданами. В данном случае фактическим субъектом выдвижения является президент России, то есть это не выборы, строго говоря», — поясняет эксперт.
В том, что Медведев поддержал инициативу Путина в отношении выборов губернаторов, Голосов не сомневается, отмечая, что «он прямо на Путина в этом контексте сослался».
Одномандатники или Пиночет
В послании президент ничего не сказал о фальсификациях на прошедших 4 декабря выборах в Госдуму, из-за которых на улицы вышли не только оппозиционеры, но и прежде аполитичные граждане. Вместо этого он предложил изменить систему формирования федерального парламента.
«Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями», — заявил президент.
Это было одно из самых подробных пояснений, данных Медведевым в ходе презентации политической реформы. Однако понимания это не добавило. Так, Дворкович и Нарышкин сказали, что формулировка о «пропорциональном представительстве», использованная президентом, означала намерение ввести выборы в одномандатных округах среди кандидатов от политических партий. Партийные одномандатники получат половину из 450 места в Государственной думе, следовало из пояснений Дворковича и Нарышкина.
Также интерпретировали слова Медведева и в «Единой России».
«Пропорциональное представительство по 225 округам станет аналогом одномандатных округов, но при этом выдвижение будет проходить от политических партий. Такая система позволит каждой территории получить своего представителя, приведет в парламент людей, за которыми стоят жители конкретного города, села, деревни», — пояснил «Газете.Ru» секретарь президиума генсовета партии Сергей Неверов.
Возвращения одномандатников на выборах в Госдуму ожидают и представители парламентской оппозиции: «Это главная засада этого послания. «Единая Россия» понимает, что им больше не удастся удерживать большинство как политической партии и будет пытаться сохранить его при помощи выборов по одномандатным округам», — сказал «Газете.Ru» депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев.
«В идеале предложение отличное. В то же время сегодня это куда выгоднее для «Единой России», это ответ не оппозиции, это ответ на конъюнктурный запрос партии власти. Их бренд опустошен, он не приносит успеха, они желают сделать ставку на округа, имея финансовые и административные преимущества для более успешного участия в таких выборах. Нечестные выборы в округах в нынешних реалиях организовать даже проще, чем по партийным спискам», — опасается первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
Однако систему, о которой говорят политики, в России принято называть смешанной: половина депутатов избираются по партийным спискам, половина — по мажоритарным (одномандатным) округам. Такая система существовала в России до 2007 года, но была заменена полностью пропорциональной. Если бы президент говорил о возвращении одномандатников в Госдуму, он, вероятно, должен был упомянуть о мажоритарных округах.
«Оба варианта, которые можно предположить, исходя из слов Медведева, выглядят крайне неблагоприятно. Или вводятся одномандатные выборы по 225 округам, что выгодно в первую очередь «Единой России», рейтинг которой продолжает снижаться. Они, видимо, хотят попытаться добрать на следующих выборах недостающие мандаты, выигрывая одномандатные выборы, на которых обычно крайне много фальсификаций. То есть «Единая Россия» хочет в условиях уменьшения общественной поддержки увеличить количество контролируемых ею кресел в парламенте. Если же вводить двухмандатные выборы при мажоритарной системе, то значимое представительство в парламенте могут утратить все малые партии, так как такие выборы выгодны только партиям, которые занимают первые два места, обычно это «Единая Россия» и КПРФ», — говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
Разумным вариантом был бы переход к выборам по многомандатным округам, однако по партийным спискам, с определением проходного барьера в каждом округе и конкуренцией партий — участниц выборов за мандаты внутри каждой территории, считает Кынев.
Другой вариант — это сохранение партийных выборов, однако распределение мандатов по региональным группам в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией внутри каждого субъекта, говорит политолог.
Описанная президентом система называется биноминальной, считает политолог Голосов, воспринявший слова Медведева однозначно. «Система была изобретена в Чили при переходе к демократии в 1989 году кем-то из советников Пиночета. Ее целью не было закрепление политической монополии, потому что эти советники понимали, что партии, которые поддерживали Пиночета, на свободных выборах, скорее всего, не получат большинства голосов», — пояснил эксперт.
Речь идет о том, чтобы создать 225 двухмандатных округов и места в этих округах распределять по пропорциональному принципу, говорит Голосов. Это может выглядеть примерно так: партия выигрывает оба места в двухмандатном округе только в том случае, если ее список в этом округе получает две трети голосов. Если он получает меньше, то одно место отходит лидирующей партии, а второе — той, которая занимает второе место, даже если она получает мало голосов (теоретически возможна ситуация, при которой первая партия получает 60% голосов, вторая — 15% голосов).
«Биноминальная система дает некоторый бонус лидирующей партии, очень серьезный бонус партиям, которые могут претендовать на второе место — в нашем случае это КПРФ, а также кое-где ЛДПР и «Справедливая Россия». И она отсекает малые партии. То есть Медведев одной рукой разрешает регистрировать много партий, а другой рукой, вводя эту избирательную систему, он эти партии от представительства отсекает», — отмечает Голосов.
Эта инициатива направлена на стабилизацию существующей четырехпартийной системы, она вполне допускает, что у ЕР не будет большинства в Думе, которую изберут в 2016 году, но она гарантирует, что ЕР останется одной из сильнейших партий и у нее будут хорошие, удобные коалиционные партнеры, пояснил эксперт.
Интерпретация слов Медведева депутатами и чиновниками означает возвращение к смешанной системе, что «дает совершенно неоправданный бонус «Единой России», указал собеседник «Газеты.Ru». Это показали выборы в Госдуму 2003 года, когда ЕР, получившая 37% по партийным спискам, смогла получить конституционное большинство за счет одномандатников, а также региональные выборы, прошедшие одновременно с выборами в Госдуму 4 декабря этого года, отмечает Голосов. «Если речь идет об этом, тут и комментировать нечего, это простая уловка», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Послабления для небольших
Остальные инициативы Медведева такого интереса экспертов не вызвали. В частности, планы по изменению системы формирования ЦИК не были конкретизированы. Медведев лишь отметил, что партии получат право отзывать своих представителей. Отмену подписей на выборах в Госдуму и региональные заксобрания в один голос поддерживают и эксперты, и политики. Сокращение числа подписей для кандидатов в президенты — «полумера», считает Голосов, по его мнению, более демократичным был бы «скромный избирательный залог». Медведев предложил радикально сократить число необходимых подписей с 2 млн до 300 тысяч.
Упрощение порядка регистрации партии предполагает, что для ее создания потребуется заявление 500 человек, а не 45 тысяч членов, как сейчас. Голосов отмечает, что петиционный порядок регистрации партий, о котором говорил Медведев, применяется в подавляющем большинстве стран, но в нашем случае «прогрессивность» предложенной меры может быть нейтрализована малым количеством выборов в ближайшие годы, в результате чего новые партии «будут долго прозябать на задворках политической системы», а также новой системой формирования Госдумы, если это в самом деле окажется биноминальная система.
Мнения о послании в целом у единороссов и всех остальных, как обычно, разошлись. Так, Неверов сказал «Газете.Ru», что послание Медведева — это «конкретный план по демократизации политической системы», Мельников допустил, что некоторые предложения президента могут стать «свежим воздухом для политической системы страны», а директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко счел идеи президента запоздалыми, отметив, что если бы президент обратился с посланием к Госдуме в октябре и высказал бы эти инициативы, вполне вероятно, что результат парламентских выборов был бы для «Единой России» более благоприятным, однако теперь, учитывая радикализацию протестных настроений, его предложения будут восприняты как половинчатые и недостаточные.