Источникам агентства Reuters, имеющим доступ к конфиденциальной информации из Пхеньяна и Пекина, удалось прояснить, каким образом будет выстроена иерархия власти в Северной Корее после смерти в субботу возглавлявшего ее с 1994 года Ким Чен Ира. Официально ему наследовал его третий сын Ким Чен Ын, называемый государственной пропагандой «великим последователем» своего отца и деда Ким Ир Сена, основателя коммунистической диктатуры.
Ким Чен Ын разделит власть с могущественным первым зампредом государственного комитета обороны Чжан Сон Тхэком, который женат на его родной тетке Ким Ген Хи. На процесс принятия решений будет влиять и генералитет Корейской народной армии.
Несмотря на присвоение в прошлом году генеральского звания, Ким Чен Ын, которому исполнилось то ли 27, то ли 29 лет (известна лишь дата его рождения — 8 февраля), не имеет сколько-нибудь значимого аппаратного веса, в первую очередь в армии. Этот недостаток компенсируется влиянием Чжан Сон Тхэка, который, как долгое время утверждали источники, входил в тройку людей, имевших прямой доступ к Ким Чен Иру. Двое других — это Ким Чен Ын и его тетка Ким Ген Хи.
«Полагают, что Чжан направлял на деле процесс передачи преемнических властных функций Ким Чен Ыну с разрешения Ким Чен Ира после того, как в августе 2008 года ныне покойный вождь перенес инсульт, — пишет корейская газета Hankoryeh. — Аналитики считают его главной опорой режима младшего Кима, у которого отсутствует сильная база поддержки». Издание цитирует бывшего помощника госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Кристофера Хилла, который заявил во вторник, что Ким Чен Ын в такой системе власти «еще не имеет полномочий отдавать приказы и независимо принимать решения». В некотором смысле Чжан Сон Тхэк выступает одновременно и как наставник, и как возможный соперник нового северокорейского вождя, заключает газета.
Источник, словам которого агентство доверяет (в 2006 году он верно предсказал, что Пхеньян проведет испытание ядерной бомбы), полагает, что обстановка в стране останется стабильной.
Высшее армейское руководство, по сути, контролирующее всю экономику страны, не стало оспаривать номенклатурное главенство Ким Чен Ына.
Поэтому, вероятно, какого-то открытого (с поправкой на северокорейскую специфику) конфликта в верхах собеседник не ожидает: «Это очень маловероятно. Военные присягнули Ким Чен Ыну». По его словам, испытание северокорейской ракеты малой дальности, которое совпало по времени с объявлением в понедельник о кончине Ким Чен Ира, было демонстрацией силы и единства руководства КНДР. «Этим ракетным испытанием Северная Корея хотела послать сигнал о том, что она способна защищать себя», — цитирует собеседника Reuters.
Однако, как и говорили российские корееведы, опрошенные «Газетой.Ru» в понедельник, на дальнейшую демонстрацию силы северокорейское руководство пока не пойдет. «Маловероятно проведение в ближайшем будущем еще одного ядерного испытания, если только не будет провокации» со стороны США и Южной Кореи, утверждает источник. Замдиректора ИМЭМО РАН Василий Михеев рассказывал «Газете.Ru», что его институт до последних событий прогнозировал, что КНДР проведет еще одно ядерное испытание — оно могло быть приурочено к грандиозным празднованиям 100-летия Ким Ир Сена, которые готовились на апрель. «Сейчас ситуация изменилась: (…) траур отменяет все празднества. Пока не определился реальный расклад сил, все интересы высшего руководства Северной Кореи будут сконцентрированы на внутриполитической борьбе друг с другом», — полагает эксперт.