Высший военный совет Египта предложил бывшему премьер-министру страны Камалю аль-Ганзури сформировать новое правительство. О том, что премьерский пост достанется 78-летнему политику, уже занимавшему этот пост при Хосни Мубараке в 1996—1999 годах, объявил в четверг вечером официальный представитель вооруженных сил Египта лейтенант-полковник Амр Имам. До официального объявления о назначении аль-Ганзури и глава Высшего военного совета фельдмаршал Мохаммед Тантауи провели переговоры, сообщает египетская газета Al Ahram.
Аль-Ганзури останется во главе правительства по крайней мере до 10 января, когда будут объявлены окончательные результаты парламентских выборов 28 ноября.
После этого парламент нового созыва должен будет или переутвердить аль-Ганзури в должности, или подобрать ему на смену другую фигуру. Аль-Ганзури запомнился египтянам как «министр бедных», передает «Би-би-си», поскольку в общественном сознании он представлялся как защитник самых неимущих слоев населения. После его отставки египетская прокуратура в течение четырех лет вела расследование по обвинению аль-Ганзури в коррупции, политик содержался все это время под домашним арестом. Однако формальные обвинения против него так и не были выдвинуты. Дистанцировавшись в последние годы от режима Мубарака, он продолжал пользоваться популярностью, а после февральской революции рассматривался как один из потенциальных кандидатов в президенты страны.
Руководство Высшего военного совета после встречи с аль-Ганзури подтвердило, что парламентские выборы, назначенные на понедельник, состоятся при любых условиях, несмотря на сопротивление радикальной оппозиции. С субботы в столкновениях между антиправительственной молодежью и военными погибли не менее 38 человек.
Выбрав в качестве премьера аль-Ганзури, военные отказались идти навстречу пожеланиям радикальной оппозиции и революционной молодежи, привычно занявшей в субботу площадь Тахрир в центре Каира.
Правительство во главе с Исамом Шарафом, назначенное военными в марте, подало в отставку во вторник на волне массовых протестов в Каире и других египетских городах. Либералы и революционная молодежь, добившиеся в феврале массовыми акциями отставки президента Мубарака, предлагали на пост премьера Мохаммеда аль-Барадеи, бывшего гендиректора МАГАТЭ и лауреата Нобелевской премии мира 2005 года.
После объявления о назначении аль-Ганзури представители левого крыла оппозиции выступили с резкой критикой нового премьера, указав на его преклонный возраст и историю неудач во главе правительства в конце 1990-х. «Все его проекты (в правительстве) были провальными», — заявил CNN Мусад Ибрагим, представляющий коалицию «Революционный альянс».
Военные, назначив новое правительство, считают свои обязательства перед революционерами исполненными.
В четверг военные принесли официальные извинения за гибель демонстрантов. Генерал-майор Мохаммед аль-Ассар выразил «от имени всей армии сожаления и извинения за ту трагедию, что произошла». Наблюдатели трактуют также в качестве жеста доброй воли решение каирского суда отпустить на свободу трех американских студентов, учившихся в Египте по обмену и захваченных правоохранителями в ходе беспорядков на площади Тахрир.
Требования немедленной отставки Высшего военного совета и формирования гражданского правительства военные считают безответственными. Если это случится, «настанет хаос», заявил в четверг журналистам член совета Мамдух Шахин. По его словам, «уход Высшего военного совета от власти и руководства делами страны будет предательством доверия, потому что тот осуществляет власть с согласия народа». Политику Высшего военного совета фактически поддержала самая влиятельная сила в египетском обществе — исламистское движение «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России). Они рассчитывают завоевать большинство на понедельничных парламентских выборах, и поэтому не заинтересованы в дестабилизации обстановки.
Пятницу, как традиционный день протестов, оппозиционеры собираются вновь использовать для организации в Каире очередного многотысячного марша. Во вторник на аналогичную акцию им удалось собрать до 100 тыс. человек.
В интернете 25 ноября оппозиция уже называет «пятницей последней надежды». Оставив за собой площадь Тахрир, революционная молодежь оказалась в фактической изоляции. Военные, к которым до сих пор относятся с большей благожелательностью, чем к «чернорубашечникам» из полиции, считавшимся опорой режима Мубарака, огородили площадь рядами колючей проволоки, отделив таким образом протестующих от правоохранителей.