Высший военный совет (ВВС), правящий в Египте с момента падения режима Хосни Мубарака в феврале, предпринял отчаянную попытку купировать острый политический кризис, разделивший армию, выступавшую в качестве гаранта революционных преобразований, и радикальную молодежную оппозицию, которая заняла в субботу площадь Тахрир. Председатель ВВС и главнокомандующий египетской армией фельдмаршал Мохаммед Тантауи собрал во вторник вечером экстренное совещание, в котором приняли участие военные руководители страны, лидеры политических партий и претенденты на президентский пост. Встреча длилась пять часов. В ее ходе военные согласились принять отставку правительства Исафа Шарафа, о которой было объявлено накануне, и сформировать новый кабинет с учетом пожеланий ведущих политических сил.
В вечернем обращении к нации Тантауи пообещал провести президентские выборы уже в июле 2012 года, на полгода ранее объявленных сроков. Он также пообещал провести референдум об окончании военного правления.
«Вооруженные силы, представленные Высшим советом, не стремятся править и ставят высшие интересы страны выше всех прочих размышлений», — объявил военачальник. Тантауи несколько раз подчеркивал, что и он, и генералы ВВС являются настоящими патриотами Египта и ни в коем случае не цепляются за власть. Если народ того захочет, объяснил фельдмаршал своим согражданам, армия сразу же вернется в свои казармы. Каких-то определенных сроков для этого референдума Тантауи не назвал, но, очевидно, пройти он должен до президентских выборов. Как полагают многие аналитики, при такой постановке вопроса Тантауи вполне сможет обеспечить себе власть: слишком многие египтяне устали от политического хаоса, охватившего страну после падения Мубарака. Фельдмаршал неслучайно ни словом не обмолвился о толпах, держащих оборону от полиции на площади Тахрир уже пятый день. На встрече обсуждались парламентские выборы, которые должны состояться в понедельник, 28 ноября. «Протесты на площади Тахрир не имеют отношения к тому, когда пройдут выборы», — объясняет The Jerusalem Post профессор Университета Пенсильвании Эрик Трагер. Революционная молодежь, которая оттолкнула провозгласивший себя гарантом революционных преобразований генералитет, фактически исключила себя из борьбы за парламентские кресла. Неслучайно крупнейшая политическая сила Египта, Партия свободы и справедливости, представляющая интересы «Братьев-мусульман», от нынешних протестов всячески абстрагируется.
Многие на площади Тахрир восприняли выступление фельдмаршала в штыки, подсчитав, что военные таким образом все равно остаются у власти не шесть месяцев, как они обещали, принимая власть у Мубарака, а почти на полтора года. «История повторяется. Выглядит так, как будто он стащил свою речь у Мубарака», — цитирует Reuters оставшуюся на площади 24-летнюю Сару Хусейн. С этим согласны и политические аналитики. «Очевидно, что его время ушло, но он не осознает, что происходит вокруг него — в точности как Мубарак», — цитирует газета Через пару часов после трансляции обращения главнокомандующего столкновения на площади возобновились. По оценкам наблюдателей, во вторник на площади собрались до 100 тысяч человек.
«Наши требования остаются прежними, — заявил один из лидеров Коалиции революционной молодежи и кандидат в депутаты на выборах 28 ноября Халед ас-Сайед, — мы хотим, чтобы Военный совет ушел в отставку и передал власть правительству национального спасения, обладающему всей полнотой полномочий». Между тем ВВС перехватил революционную фразеологию и так и назвал новый кабинет министров (который еще только предстоит сформировать) «переходным правительством национального спасения». Возглавит его, предположительно, один из либеральных лидеров февральской революции — бывший глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи.