Минэкономразвития опубликовало окончательный вариант проекта закона «О федеральной контрактной системе». Новый вариант документа предполагает, что после проведения реформы госзаказа в России будет вестись не только реестр недобросовестных поставщиков, но и заподозренных в нечестности заказчиков.
Как пояснила в понедельник руководитель департамента ФКС Минэкономразвития Ольга Анчишкина, реестр недобросовестных заказчиков станет мерой воздействия на заказчиков, «серьезно» нарушивших закон о ФКС.
По ее словам, включенные в реестр заказчики будут существенно ограничены в принятии решений: их обяжут согласовывать с уполномоченным органом планы закупок и намерения расторгнуть контракт.
Как пояснила Анчишкина, к подобным мерам могут привести те действия заказчика, которые ведут к дисквалификации. «Это необоснованные закупки», — утверждает она.
Поправка вносится в ст. 94 законопроекта «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных заказчиков». В п. 13 нормы говорится, что ведение реестра будет осуществляться уполномоченным правительством органом. При этом в документе говорится, что порядок включения и исключения недобросовестных заказчиков и должностных лиц из списка должен будет утверждаться в Белом доме по согласованию с создаваемым в результате реформы советом по ФКС.
Первоначальный текст разработанного ведомством закона был опубликован на сайте министерства в начале сентября. Обнародованный вариант был неодобрительно встречен Федеральной антимонопольной службой, в которой в принципе не разделили подхода Минэкономразвития к реформе. ФАС настаивала на внесении поправок в действующий 94-ФЗ, не одобряя написание нового закона. Для урегулирования разногласий первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов принял решение о создании специальной рабочей группы по доработке закона, но даже после этого обсуждение пришлось выносить сначала на премьерский, а затем на президентский уровень, где и было принято окончательное решение о проведении реформы на основе разработанного МЭР закона.
По словам Анчишкиной, в обнародованной версии были учтены замечания, поступившие к документу со «стороны субъектов, участников рынка, общественного обсуждения». Предложения ФАС, как следует из опубликованной версии, учтены не были.
В ФАС уже неодобрительно отозвались о предложениях МЭР. «Инициатива ни о чем», — заявил глава управления ФАС по госзакупкам Михаил Евраев. По его словам, по сравнению с сегодняшним днем эта норма ухудшит ситуацию в госзаказе, так как в настоящий момент заказчики не могут в одностороннем порядке расторгать контракты, а по положениям, прописанным в новом законе, смогут. Менять условия контрактов можно будет всем, но тем, кто внесен в реестр, просто придется дополнительно согласовывать такую возможность, замечает он. При этом эксперт говорит, что непонятно, на каких условиях заказчики будут попадать в реестр. «Непонятно. как заказчики туда попадают. Вместо прямой нормы закона там ссылка на акт правительства», — говорит он.
Помимо предложения о введении реестра недобросовестных заказчиков заметным изменением в новом варианте стало внесение нормы, согласно которой в «научных» закупках вообще не будет учитываться критерий цены.
«Для науки и культуры введена возможность проведения конкурса без учета критерия цены. Также мы включили для науки возможность экспертизы и продления на 10 дней срока рассмотрения заявок», — говорит Анчишкина.
Это не единственная поблажка для этой категории закупок. В соответствии с поправками на научные закупки не будут распространяться и антидемпинговые ограничения. «Если в обычном конкурсе при снижении цены более чем на 25% участник обязан обосновать возможность снижения цены, то для науки этот критерий неприменим, поскольку стоимость исследования формируют в основном трудозатраты и обосновать можно любую цену», — объясняет Анчишкина. По ее словам, снижение цены более чем на 25% в сфере закупок «просто афера» и вопрос заключается в том, чтобы работы выполняли реальные ученые, а не студенты-второкурсники.
Поправки лишили будущих членов совета права требовать от исполнительных органов обязательного выполнения своих требований. Если в первой версии говорилось, что члены совета могут обращаться «к заказчикам, в контрольные, надзорные и правоохранительные органы» «с требованием» об устранении выявленных нарушений, то теперь документ гласит, что они вправе обратиться лишь «с предложением» об их устранении.