Сенатор Александр Торшин предлагает создать в СНГ свой суд по правам человека. «Нам необходимо в рамках СНГ создать суд, аналогичный Европейскому суду по правам человека, мы в рамках СНГ можем создавать собственные судебные национальные органы», — заявил сенатор «Интерфаксу». Создание такого суда не противоречит уже имеющейся правовой базе в рамках СНГ, утверждает Торшин. Суд по правам человека СНГ не будет альтернативой Страсбургскому суду по правам человека, то есть россиянам не придется обращаться только туда, поясняет Торшин.
«Просто у наших граждан будет выбор между ЕСПЧ и судом по правам человека стран СНГ», — уточняет сенатор.
Конкурентными преимуществами суда по правам человека СНГ перед Страсбургом будет значительное ускорение процессов, так как большинство заявителей владеют русским языком и им не потребуются переводчики. «Это именно то, что заставляет граждан ждать по 5—8 лет своей очереди в ЕСПЧ», — пояснил Торшин. Кроме того, появление суда СНГ позволит разгрузить Страсбург, «где постоянно жалуются, что они там перегружены работой», считает сенатор. Наконец, новый суд будет «более качественным», потому что при его создании можно учесть «узкие места и проблемы» Страсбурга, говорит парламентарий.
«Они ведь там, в Страсбурге, сами признают огромное количество проблем, что ЕСПЧ необходимо реформировать. И с учетом этого нам надо создать суд по правам человека СНГ более совершенным и более качественным», — заключил Торшин.
По сведениям источников «Газеты.Ru», заявить об этой идее Торшина попросили в администрации президента. Вице-спикер, таким образом, должен проверить реакцию.
Вопрос о создании наднациональных структур по правам человека обсуждался еще при создании СНГ, напомнил «Газете.Ru» глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. Однако создатели Содружества ограничились написанием Конвенции стран СНГ о защите прав и свобод человека, а также учреждением комиссии СНГ по правам человека. Конвенцию кроме России ратифицировали только Таджикистан и Белоруссия (ПАСЕ признала заложенные в ней механизмы защиты прав человека более слабыми, чем в Европейской конвенции), а комиссия, которая должна была стать аналогом ЕСПЧ на территории СНГ, так и не заработала.
Цель Торшина и российских властей понятна — ставить палки в колеса ЕСПЧ, «точнее, сбалансировать роль ЕСПЧ с точки зрения оценки прав человека», считает Чиков.
Тем не менее правозащитник готов приветствовать эту инициативу Торшина, как «движение в правильном направлении». «Я бы хотел, чтобы такая структура появилась и заработала, может быть, не только в рамках СНГ, а даже в рамках Шанхайской организации сотрудничества, ведь Китай, например, до сих пор не признает ни одной международной структуры по правам человека», — признался собеседник «Газеты.Ru».
«Пусть даже это будет иная оценка прав человека, но прецедентов в мире, когда бы любые жалобы рассматривались только в пользу властей, не существует. А значит, им придется формулировать свою критическую позицию по отношению к властям той или иной страны», — пояснил Чиков возможные последствия инициативы Торшина.
Запретить россиянам обращаться в Страсбург власти не смогут, такое право автоматически есть у всех граждан стран — членов Совета Европы, отметил правозащитник.
В успешный запуск аналога ЕСПЧ для СНГ собеседник «Газеты.Ru» не верит: «Ничего, скорее всего, не получится».
Сомневается в инициативе и глава минюста Александр Коновалов, который очень осторожно прокомментировал идею Торшина. С одной стороны, заметил министр, «эта идея, безусловно, свежая», но, с другой стороны, «вряд ли очень хорошо проработанная». «Я являюсь сторонником знаменитой «бритвы Оккама»: нельзя множить сущность без надобности. Поэтому нужно хорошо понять, насколько этот суд нужен, как он будет соотноситься с другими международными юрисдикциями», — заметил Коновалов, которого цитирует «Интерфакс»
Это не первая антистрасбургская инициатива Торшина. Ранее он выступал автором законодательной инициативы, предоставлявшей российским властям возможность игнорировать решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции России. Поводом для инициативы стало дело военнослужащего, которому не был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, однако эксперты не сомневались, что таким путем власти пытались оградить себя от исполнения решения по иску акционеров компании ЮКОС на $100 млрд. Та инициатива Торшина даже не дошла до голосования, хотя изначально предполагалось, что она будет принята в ускоренном порядке.