Неполный год спустя после отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы жители столицы, которой он управлял 18 лет, сильно охладели к нему, показал проведенный исследовательским центром ФОМ опрос москвичей.
Спустя год после ухода многолетнего московского мэра 42% высказались против того, чтобы он продолжал возглавлять Москву.
Лишь 20% уверены, что было бы лучше, если бы градоначальник остался. 38% не смогли ответить на этот вопрос. 42% дают противоречивую оценку Лужкову, заявив социологам, что деятельность второго мэра Москвы включала в себя и что-то хорошее, и что-то плохое. 28% уверены, что экс-мэр сделал для города больше хорошего, чем плохого, 16% однозначно негативно воспринимают наследие Лужкова, 14% затруднились с ответом.
Отношение к Лужкову заметно испортилось в конце лета прошлого года. И до, и какое-то время после отставки Лужкова федеральное телевидение транслировало разоблачительные сюжеты, посвященные как самому опальному градоначальнику, так и его супруге Елене Батуриной и их окружению. Кампания сделала свое дело. По данным ФОМа, если в сентябре 2009 года хорошо к Лужкову относились 49% москвичей, то год спустя, за неделю до его отставки президентом Дмитрием Медведевым, лишь 27%. Доля отрицательных оценок тогда выросла почти вдвое, с 17 до 31%.
В то же время еще некоторое время после отставки москвичи были уверены в позитивном наследии экс-мэра. Неделю спустя после его отставки, в начале октября 2010 года, по данным Левада-центра, 59% москвичей были уверены, что для города Лужков сделал больше хорошего, и только 17% считали, что больше плохого. Затем показатели начали снижаться.
В ноябре 2009 года, когда Левада-центр в последний раз задавал вопрос: «Хотели бы вы, чтобы Юрий Лужков в течение ближайших двух лет оставался на посту мэра Москвы», — 52% горожан отвечали «хотели бы», 31% высказывался против такой перспективы.
По словам завкафедрой политологии Института географии РАН Дмитрия Орешкина, ответы на вопросы о Лужкове распадаются на эмоциональные и прагматические. Когда речь заходит о заслугах Лужкова на посту мэра, то включаются эмоции. Когда задается вопрос о его возвращении к власти, респонденты руководствуются разумом, вспоминая о коррупции или о той роли, которую играла в лужковской Москве Елена Батурина.
«Лужков очень правильно использовал имиджевые механизмы. Вот он, в кепочке, джинсовой куртке, сажает деревья — три «мерседеса» с охранниками в черных пиджаках в кадр не попадали. Поэтому в глазах москвичей он всегда останется «своим», «милым», «московским», — говорит Орешкин. В то же время, по оценке эксперта, действующий мэр Сергей Собянин пока не смог заместить Лужкова в глазах граждан. «Это психологическая и эмоциональная реакция. Собянин воспринимается как «холодный», «чужой», он не общается с народом и себя никак не позиционирует. К тому же даже если он совершает сейчас менеджерское чудо, то реальных результатов его работы нам придется ждать еще год или два», — заявил собеседник «Газеты.Ru».