В пятницу белорусский лидер обрушился с новой критикой в адрес Запада, одновременно признав, что финансисты требуют от Белоруссии выпустить всех политзаключенных в обмен на кредиты МВФ. «Делали мы навстречу Западу шаги и делаем. Я не хочу, чтобы у нас были плохие отношения с Западом», — сказал белорусский президент. При этом, правда, глава страны продолжает утверждать, что никаких политзаключенных в Белоруссии нет и в помине.
«Заявления о том, что Белоруссия пытается выторговать поддержку Запада в обмен на освобождение осужденных за массовые беспорядки 19 декабря 2010 года, является полной чушью. …
Знаете, до чего дошли они – экономисты, финансисты? Они от нас требуют освобождения политзаключенных. Так какое ж это отношение имеет к МВФ? Какие заключенные? Вы же занимаетесь финансами, экономикой», – возмущен Лукашенко.
Однако, по словам Лукашенко, со стороны МВФ такое требование выдвигалось первым пунктом. «Вот они и открыли свое лицо. Они (оппозиционеры – «Газета.Ru») сидели под веником, делили эти зеленые, которые им кинули из-за рубежа, и тут вдруг услышали, что Лукашенко что-то сказал. Они это восприняли как переговоры с оппозицией. Я о переговорах не говорил и говорить не собираюсь. Я ни с кем из них не собираюсь переговариваться», – сказал по этому поводу Лукашенко.
Версия о том, что, как только ухудшится экономическая ситуация, политзаключенных начнут менять на западные кредиты, в Белоруссии обсуждалась с начала весны. После событий 19 декабря 2010-го, когда после выступлений против итогов президентских выборов было арестовано множество оппозиционеров, включая всех соперников Лукашенко по президентским выборам, отношения с Европой и США у Минска испортились окончательно.
Однако затем в Белоруссии грянул тяжелейший экономический кризис, который вынудил белорусские власти искать деньги как на Западе, так и в России. Впрочем, официально белорусские власти отрицали факт подобных переговоров. При этом сам Лукашенко всегда твердил, что никаких политзаключенных в стране нет, а все арестованные и осужденные оппозиционеры несут наказание исключительно за уголовные преступления.
Экономический и финансовый кризис уже привел к падению национальной валюты более чем в два раза. Все это время белорусское правительство формально вело переговоры с МВФ о кредитах, но без заметных успехов. И вот только теперь Лукашенко впервые подтвердил, что Запад пытался и пытается обменять политзаключенных на финансовую помощь. Впрочем, из слов белорусского президента все же не совсем понятно, кто именно с ним хочет вести переговоры – внутренняя оппозиция, МВФ или Евросоюз.
По данным политического обозревателя белорусского отделения радио «Свобода» Юрия Дракохруста, сейчас в Белоруссии в общей сложности 34 политзаключенных (это именно те, кто сидит за решеткой). В их числе три экс-кандидата в президенты: Андрей Санников, Николай Статкевич и Дмитрий Усс. Также за решеткой многие их помощники. Кроме того, в список политзаключенных вошли недавно арестованный правозащитник Алесь Беляцкий, предприниматель Николай Автухович, а также четверо активистов анархистского движения.
В последнее время белорусский президент активно миловал политзаключенных, а значительная часть из них еще во время судебных процессов получили условные сроки.
«В любом случае, если такие переговоры с МВФ и ведутся, то ведутся они совершенно кулуарно», – убежден политолог Виктор Демидов. «Деньги остро нужны: экономика рушится. Так что, скорее всего, если кого-то и освободят, то через помилование. И предложат сразу убраться из страны. А публике это представят как кость, брошенную Западу. Нечто подобное уже провернули в 2006-м, когда был арестован и осужден экс-кандидат в президенты Александр Козулин».