Комиссия при британском правительстве, собранная для изучения будущих реформ Европейского суда по правам человека в Страсбурге, предложила наделить министров и парламентариев Совета Европы правом отменять решения ЕСПЧ. Причем даже после того, как решение будет подтверждено Большой палатой судей. Сейчас определение этой палаты обжалованию не подлежит. Члены британской комиссии пришли к таким выводам после того, как проанализировали прошлогоднюю декларацию по реформированию ЕСПЧ, принятую на конференции в швейцарском Интерлакене.
Как заявил газете The Guardian председатель комиссии Ли Льюис, смысл предложения заключается в том, чтобы Совет Европы мог следить за тем, как выполняется Европейская конвенция по правам человека.
По его словам, министры и парламентарии должны иметь возможность не только отменять решение суда, но и санкционировать его неисполнение.
Обсуждаться любая подобная инициатива должна с другими институтами Совета Европы. Льюис признает, что у идеи комиссии немало критиков, которые говорят, что она подрывает принципы верховенства права. Они также напоминают об опасности блокирования решений по политическим мотивам.
Но другой собеседник в британской комиссии пояснил «Газете.Ru», что заключения этой комиссии носят исключительно рекомендательный характер и направляются непосредственно в правительство, в частности в министерство юстиции. Что касается опасности блокирования по политическим мотивам решений Страсбургского суда, то в ведении комиссии подобные вопросы не значатся: она лишь занимается исследованием законодательной базы, пояснили в пресс-службе.
Критики идеи британцев нашлись и в России. Случаи, когда решением одного вопроса занимается множество инстанций, никогда ни к чему хорошему не приводили, сказал «Газете.Ru» первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец.
По его мнению, рекомендации британской комиссии носят скорее политический, нежели правовой характер, так как центр принятия окончательного решения предлагается перенести в инстанцию, которая может иметь собственные политические интересы и не может считаться по-настоящему независимой.
Адвокат Карина Москаленко назвала предложение британских юристов «нестандартным видением будущего ЕСПЧ и комиссии министров СЕ», но выразила надежду, что «оно не имеет отношения к действительности». «Конечно, не всем странам нравятся решения, которые принимает ЕСПЧ, но есть Большая палата, где можно обжаловать эти решения, и мы знаем случаи, когда решения меняются. Но если решение уже принято, оно должно быть исполнено. Это основа правопорядка, основа правового государства, основа правовой позиции группы государств, если они хотят, чтобы созданные ими системы и механизмы работали слаженно и эффективно и были обязательными. В противном случае Конвенция о правах человека и Европейский суд утрачивают свой смысл», — пояснила адвокат, не раз представлявшая интересы россиян в Евросуде.
До сих пор главным противником решений ЕСПЧ считалась Россия. В июне и. о. спикера Совета федерации Александр Торшин даже внес в Госдуму законопроект, который позволит Конституционному суду РФ блокировать решения Евросуда. Сначала его хотели рассмотреть в ускоренном режиме, но потом парламент отложил рассмотрение документа в первом чтении. Сейчас оно перенесено на осень. Не исключено, что это было сделано из-за реакции мировой общественности: идею Торшина жестко раскритиковал все тот же Совет Европы. В июле в СМИ появилась информация, со ссылкой на осведомленные источники, что документ принят не будет.