Претенденты на выдвижение в президенты от Республиканской партии США на выборах 2012 года в среду вечером провели очередные дебаты, модераторами в которых выступили представители телекомпании NBC и газеты Politico. В Музее и библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли собрались восемь из десяти кандидатов, заявивших о своих президентских амбициях: конгрессвумен от 6-го избирательного округа Миннесоты Мишель Бахман, бывший глава сети пиццерий Godfather's Pizza Герман Кейн, экс-спикер палаты представителей Ньют Гингрич, конгрессмен Рон Пол, экс-сенатор от Пенсильвании Рик Санторум, бывшие губернаторы Массчусетса и Юты Митт Ромни и Джон Хантсмен, а также действующий губернатор Техаса Рик Перри. Еще двое кандидатов, считающиеся аутсайдерами гонки, бывший губернатор Нью-Мексико Гэри Джонсон и конгрессмен Тэд Маккотер на дебатах не присутствовали.
Основная борьба развернулась между Перри и Ромни, которые, по общему признанию наблюдателей, оттеснили других кандидатов на задний план.
Вступивший в гонку позднее других кандидатов, только 13 августа, Перри сразу же взлетел в рейтингах, опередив Ромни и выйдя в лидеры. По подсчетам портала RealClearPolitics.com, собирающего данные обо всех проходящих опросах, у него 29% поддержки республиканских избирателей, у Ромни – 18%. Дискуссия в Сими-Вэлли была первыми внутрипартийными дебатами, в которых Перри принял участие, и, по общему впечатлению, выступил хорошо, хотя и заметно нервничал. Он часто предпочитал смотреть прямо в камеру, обращаясь к американскому избирателю напрямую. Перри жестче прочих критиковал президента Барака Обаму, в частности за отсутствие четкой иммиграционной политики. Главу государства он назвал «жалким лжецом» за его слова о том, что с мексиканской границей «все в порядке».
«Перри отвечает базовым стандартам компетентности кандидата, — приходит к общему выводу колумнист The Washington Post Майкл Герсон. – Он был в целом подготовлен, мог выдавать информацию в подходящие моменты, был способен преподнести жесткие заготовленные фразы, отказался брать назад слова, вызывавшие полемику, (…) и не произнес новых». Но прямые нападки соперников пару раз заставили Перри замяться, особенно когда речь зашла о борьбе с изменением климата или внешней политике и обороне. Свои заслуги на посту губернатора Перри защищал, напротив, горячо. Его не застал врасплох вопрос о 234 казненных в Техасе за годы его губернаторства. «Нет, сэр, у меня никогда не было с этим проблем», — ответил Перри на вопрос, спит ли он, зная, что он мог помиловать этих заключенных. Не стал он оправдываться и в том, что часто прибегает к односторонним шагам, действуя в обход законодателей штата. Губернатор запомнился, в частности, тем, что обязал старшеклассников в обязательном порядке и под страхом недопущения в классы вакцинироваться от вируса папилломы человека, передающегося чаще всего половым путем.
Ромни, чей рейтинг в последние недели начал проседать, нуждался в четком и жестком выступлении, чтобы перехватить победный марш Перри.
Он был «мягок и иногда даже интересен», пишет колумнист The Washington Examiner Майкл Бэрон, а по словам Герсона, «к удивлению», оставил по себе впечатление «более естественного и оригинального кандидата». Но жесткости ему все-таки недоставало, пишет в четверг The New York Daily News: он «играл чисто и атаковал только тогда, когда его провоцировали».
Жестче всего два губернатора схватились, когда Перри и Ромни стали обсуждать, насколько они успешно справлялись с работой губернатора. «Майкл Дукакис создавал рабочие места в три раза быстрее, чем вы, Митт», — вспомнил Перри о кандидате от демократов на президентских выборах 1988 года. Его визави ответил в том же духе: «Вообще-то Джордж Буш и его предшественник создавали больше рабочих мест, чем вы, губернатор». Ромни также указал сопернику, что успехи Перри на посту губернатора во многом объясняются богатыми запасами нефти и газа в Техасе, что, «в общем, замечательно», но к чему Перри никакого отношения не имеет.
Ромни ожидаемо пришлось объяснять, чем реформа здравоохранения, реализованная в годы его губернаторства в Массачусетсе (в американском политическом сленге получившая название «Romneycare» по федеральной программе медицинского страхования Medicare), отличается от той, что провел в марте 2010 года президент Барак Обама (Obamacare). Республиканский лагерь тогда яро ополчился на главу государства, обвинив тогдашнее демократическое большинство в том, что оно раздувает госрасходы, ставит под угрозу страховой бизнес и заставляет американцев страховать свое здоровье, даже если они этого не хотят.
«Социальное страхование — это финансовая пирамида», — объявил сопернику Перри, в ответ на что Ромни высказался в поддержку федеральных программ социального страхования, но заметил, что его реформа здравоохранения предназначалась лишь для Массачусетса. Obamacare после избрания он пообещал отменить.
Гингрич и Бахман выступили гладко, но сенсаций не произвели, как и остальные кандидаты, выступавшие скорее в качестве бэк-вокала. Наблюдатели отдали должное ораторскому мастерству бывшего спикера палаты представителей, но его низкие рейтинги внутри партии дают ему мало шансов выбиться в лидеры.
Гингрич порой выступал скорее как модератор дискуссии, а не ее участник и даже одернул ведущих, которые, по его мнению, занимались натравливанием друг на друга республиканских выдвиженцев. Это было недалеко от правды: ведущий NBC Брайан Уильямс и журналист Politico Джон Харрис явно представляли либеральное крыло американской прессы.
Бахман же давала четкие, но, очевидно, заготовленные ответы, не допуская импровизации. Ее критика политики Обамы в здравоохранении и ливийской кампании звучала рутинно, и к ней ведущие обращались куда реже, чем к Перри и Ромни. Положение Бахман, когда-то державшейся в рейтингах наравне с Ромни, существенно ухудшилось, когда в гонку вступил Перри. Сводные данные RCL дают ей всего 8%. Губернатор Техаса, которого пресса прозвала «бóльшим Бушем, чем сам Буш», перехватил ультраконсервативную риторику, которая в этом избирательном цикле столь популярна у республиканцев. В опросах выше Бахман держатся сразу два кандидата, Сара Пэйлин и Рон Пол, которые заведомо не выигрывают внутрипартийные праймериз – Пэйлин о своих президентских амбициях не заявляла, а Пол, предлагающий ликвидировать Федеральный резерв и вернуть в обращение золото, радикален даже для ультраконсерваторов в республиканских элитах.
Соискателям выдвижения в президенты предстоит еще три раунда дебатов, первый из которых состоится уже 12 сентября. В конце месяца силами республиканцев будет проведен еще один «большой» опрос общественного мнения по примеру того, что состоялся 13 августа в Айове. Первые праймериз состоятся только через полгода, 6 февраля. На внутрипартийных выборах, которые завершатся 1 апреля, будет определяться, за кого будут голосовать делегаты от партийных организаций в штатах на национальном съезде Республиканской партии.