Министр обороны Анатолий Сердюков на встрече с президентом Дмитрием Медведевым в Ставрополе отчитался о заключении контрактов в рамках гособоронзаказа-2011. По словам главы Минобороны, соглашения заключены со всеми оборонными предприятиями, за исключением Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
«По сути, всю договорную составляющую мы прошли. Само подписание произошло буквально вчера-позавчера. Остался только контракт с ОСК, пожалуй, и все», – сказал Сердюков, которого цитируют РИА «Новости».
Ситуация с оборонзаказом в этом году заметно осложнилась. Министр обороны обещал Медведеву заключить контракты еще в середине июля, но обещание так и не было выполнено. Затем премьер-министр Владимир Путин на встрече с представителями Минобороны и предприятий ВПК назначил новый дедлайн – 31 августа. На прошлой неделе Путин на встрече с первым вице-премьером Игорем Сечиным, который курирует заключение контрактов Минобороны и ОСК, еще раз потребовал подписать контракты до конца лета, но даже слова Путина не помогли. Главным противоречием остается цена: Минобороны отказывается закупать вооружение по ценам оборонных предприятий, считая ее необоснованно высокой. В свою очередь, представители ВПК жалуются на высокий уровень инфляции в производственной сфере.
«В пятницу ожидается подписание нескольких контрактов — по дизельным подлодкам и по военному транспорту», — рассказал «Газете.Ru» источник в оборонном комплексе, знакомый с ходом переговоров. Он пояснил, что самые крупные контракты — с «Севмашем», по строительству стратегических подводных лодок класса «Борей» и «Ясень» — будут подписаны позднее.
«В Минобороны оставили самое жирное на потом: у них до этих контрактов еще руки не дошли», — иронизирует источник.
Вечером в четверг стало известно, что Минобороны пока не заключило и контрактов с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на высокопоставленный источник в военно-промышленной комиссии. «Контракт на поставку самолетов не заключен», — сказал собеседник агентства. В ОАК подтвердили эту информацию, отметив, что «работа с Минобороны продолжается в конструктивном ключе».
По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, сложности с заключением контрактов с ОСК связаны со стоимостью продукции. «Цены на эти подлодки достигают огромных величин, поэтому пока стороны и не пришли к соглашению», — отметил он.
Кризис с госзакупками вооружений привел к перестановкам в этой области. На встрече Сердюков представил своего нового первого замминистра Александра Сухорукова, который с 2009 года возглавлял Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Он будет курировать закупку вооружений военным ведомством.
«Сухоруков Александр Петрович будет заниматься в Министерстве обороны тем же направлением, что и занимался Поповкин Владимир Александрович», — сказал Сердюков. Должность первого замминистра была вакантной с апреля 2011 года, когда Поповкин была назначен главой Роскосмоса.
Сердюков пояснил, что «первый заместитель министра обороны занимается и военной составляющей, и всей гражданской составляющей».
«Хотел бы, чтобы прежде всего вы, в силу своего профессионального опыта и навыков, уделили внимание сфере закупки вооружений. Вы занимались этим и раньше, и сейчас в ваши обязанности будут входить эти вопросы», — обратился Медведев к новому замминистра.
Коротченко называет назначение нового замминистра обороны логичным. «Сухоруков достаточно опытный и эффективный менеджер, так что его назначение — шаг в правильном направлении», — уверен эксперт.
«Здесь совпадение двух факторов: первый — это уход Поповкина, второй — это реально существующая проблема с гособоронзаказом», — считает главред «Национальной обороны». По его словам, после назначения Сухорукова первым замминистра следует ожидать изменения сроков выполнения гособоронзаказа и усиления борьбы со злоупотреблениями при его заключении. «Думаю, первым трендом станет переход на трехгодичную систему контрактирования, вторым — усиление борьбы с коррупцией», — подчеркивает Коротченко.
Сухоруков, как экс-руководитель Рособоронзаказа, обладает информацией о состоянии дел на оборонных предприятиях, но им не следует ожидать уступок с его стороны при заключении контрактов на закупку вооружений, уверен главред «Национальной обороны». «Он человек команды Сердюкова, его цель — обеспечить полную прозрачность контрактов», — отмечает эксперт. Кроме того, эксперт ожидает официальной оценки со стороны Минобороны практики, при которой частные структуры руководителей предприятий, отвечающих за гособоронзаказ, также выступают в качестве исполнителей госконтрактов. «Например, Ашурбейли (Игорь Ашурбейли, экс-глава ГСКБ «Алмаз-Антей» — «Газета.Ru»), являясь руководителем «Алмаз-Антея», одновременно владел бизнес-структурами, которые тоже участвовали в гособоронзаказе. Это установила проверка ФАС. Хотелось бы услышать, насколько нормально существование подобной практики? Может, это и станет одной из первых акций Сухорукова», — полагает Коротченко.