Правящая Демократическая партия Японии (ДПЯ) в понедельник назвала имя своего нового председателя и, соответственно, нового главы кабинета министров. На внутрипартийных выборах победу одержал Ёсихико Нода, работавший министром финансов в правительстве Наото Кана, ушедшего в отставку со всех постов в пятницу.
До понедельника Нода не считался фаворитом гонки, в которой участвовали рекордные пять кандидатов. В первом туре голосования он пришел вторым, проиграв своему коллеге по кабинету, министру экономики и торговли Банри Каиэде.
В ходе переголосования Нода получил 215 голосов делегатов ДПЯ, а Каиэда – 177.
Ранее японские СМИ предполагали, что основная борьба должна развернуться между Каиэдой и бывшим министром иностранных дел Сэйдзи Маэхарой, на стороне которого играла его большая популярность среди японских избирателей. Шансы главы торгового ведомства повышала поддержка бывшего председателя ДПЯ Ичиры Озавы, который, несмотря на скандальный уход с руководящих постов, держал не менее 130 из 400 голосов выборщиков.
Однако, как пишет газета Asahi, делегаты ДПЯ «не встали на сторону бывшего главы МИДа из-за внутренних ссор, обвинений в предательстве и беспокойства за свое собственное политическое будущее». Маэхара мог стать легкой мишенью для критики со стороны как оппозиции, так и внутрипартийной фронды. Его уход из правительства в марте был связан со скандалом: выяснилось, что в ходе избирательной кампании пожертвование в его фонд в нарушение законодательства сделал иностранец — гражданин Южной Кореи. Чтобы избежать возможного саботажа законодателей при прохождении законопроектов своего правительства, предполагает Asahi, Маэхара мог бы разыграть карту досрочных парламентских выборов. А это, в свою очередь, могло ударить по интересам молодых депутатов от ДПЯ, которые не имеют прочной поддержки в своих избирательных округах и рисковали бы потерять свои мандаты.
Сыграл свою роль и личный фактор. Маэхара ранее сомневался в своих шансах на избрание и якобы был готов поддержать Ноду, но изменил свое решение, что дало повод сторонникам бывшего министра финансов обвинить политика в предательстве.
В итоге на пятничной пресс-конференции, в ходе которой Маэхара объявил о своем желании бороться за лидерство в партии, дающее премьерский пост, появились лишь 37 депутатов, десятая часть от числа выборщиков. В выборах партийного лидера имели право принять участие представители верхушки партийной номенклатуры и депутаты обеих палат японского парламента.
В итоге однопартийцы посчитали Ноду лучшей кандидатурой для того, чтобы сдерживать рост японского государственного долга, в 2,25 раза превышающего ВВП страны.
Именно экономические вопросы, связанные с возможностью покрытия расходов на восстановление инфраструктуры, пострадавшей в ходе катастрофического землетрясения и цунами 11 марта, стали главной темой партийных выборов. Внешнеполитические вопросы на повестке дня не стояли, что не способствовало успеху Маэхары, известного своими резкими заявлениями по вопросу «северных территорий», как называют в Японии четыре острова Южно-Курильской гряды.