Японский премьер-министр Наото Кан в пятницу, как и ожидалось, объявил о своей отставке с поста лидера правящей Демократической партии и, соответственно, с поста премьер-министра. Уйти с поста премьера Кана подтолкнула его растущая непопулярность: последние опросы общественного мнения свидетельствовали, что его деятельность одобряют лишь 15% японцев. Позиции премьера подкосила и реакция его кабинета на катастрофическое землетрясение и цунами 11 марта и последующую аварию на АЭС «Фукусима-1».
В июне кабинет под руководством Кана едва не пал перед вотумом недоверия, от которого его спасли всего несколько депутатских голосов. Тогда же премьер-министр пообещал уйти в отставку поле того, как его кабинет добьется принятия трех ключевых законопроектов: о законодательстве в области возобновляемой энергии, о реформе государственного бюджета и о поправках в бюджет нынешнего года. Два из трех этих документов были приняты в пятницу.
Имя нового премьер-министра станет известно в понедельник: к этому времени около 400 делегатов Демократической партии должны будут выбрать своего нового руководителя, который возглавит правительство. Парламент проголосует за новый состав кабинета на следующий день.
На то чтобы возглавить Демпартию, претендуют по меньшей мере девять кандидатов. Самым вероятным кандидатом наблюдатели называют бывшего министра иностранных дел Сэйдзи Маэхару, который в марте вынужден был подать в отставку из-за того, что принимал пожертвования в свой избирательный фонд от иностранных граждан, что запрещено законодательством. Скандал, однако, не поставил крест на политической карьере Маэхары, который пользуется большой популярностью в Японии.
На своем посту министра иностранных дел Маэхара запомнился рядом антироссийских демаршей.
На протяжении 2009–2010 годов Маэхара несколько раз называл южные Курильские острова «оккупированными Россией», используя более жесткое выражение, чем обычно принято в дипломатической практике. Он также заявлял, что «исторически русские никогда не жили на Курильских островах». После визита президента Дмитрия Медведева на Южные Курилы в начале ноября прошлого года Маэхара совершил осмотр «северных территорий» с воздуха, не покидая воздушного пространства Японии. С его подачи «оккупацию» едва не признали официально, но в итоге в июне этого года японское правительство признало Южные Курилы землями, «находящимися под иностранным господством, которое не имеет юридических оснований».
Однако главным вопросом внутрипартийной гонки будет не внешняя политика, а проблема финансирования программ восстановления инфраструктуры, пострадавшей в ходе мартовских землетрясения и цунами. Японское государство, и так погрузившееся в долги, должно изыскать для этого большие средства. Маэхара, как и другой претендент на премьерское кресло министр финансов Ёсихико Нода, выступает за повышение налогообложения, в то время как другие кандидаты поддерживают идею расширения внутренних заимствований.
Как отмечает The Wall Street Journal, исход внутрипартийных выборов во многом зависит от бывшего председателя партии Ичиры Озавы, который, как и Маэхара, погорел на махинациях с избирательными фондами. Несмотря на то что Озава лишился всех партийных постов, а в октябре в отношении него должно начаться судебное расследование, этот ветеран Демпартии сохраняет контроль над одной из крупнейших партийных фракций: его поддерживают около 130 из 400 имеющих право голоса членов партии. Озава выступает категорически против повышения налогов, что в принципе делает его противником избрания Маэхары. Однако, как пишет Asahi Simbun, противоречия между политиками могут быть сняты, если Маэхара пообещает Озаве пост генерального секретаря партии, второй по влиятельности после лидерского.