Кремль прокомментировал заявление бывшего президента Украины Виктора Ющенко, которое тот сделал, выступая в суде по делу Юлии Тимошенко. Накануне Ющенко предложил привлечь в качестве свидетелей на процессе российского премьера Владимира Путина и главу «Газпрома» Алексея Миллера. Ющенко сомневается, была ли российская сторона на самом деле не в курсе невыгодных условий заключения газовых контрактов в 2009 году. При этом экс-президент Украины всю вину за соглашения возложил на Тимошенко, заявив, что та не выполнила его поручения и постоянно убеждала, что «цена хорошая».
«Ющенко обманывает свой суд. Находясь на посту президента, он лично хотел получить политические дивиденды и предлагал президенту России Дмитрию Медведеву самим подписать соглашение об урегулировании газовых проблем, — заявил «Интерфаксу» источник в Кремле.– На это ему было сказано, что данный вопрос находится в компетенции правительств двух стран».
Кроме того, утверждает источник, в телефонных разговорах Ющенко говорил Медведеву о том, что у Тимошенко есть все необходимые полномочия, что он ей доверяет и поддержит соглашения с Россией.
Россия уже не в первый раз выступает фактически в защиту Тимошенко в суде. После того как 5 августа экс-премьер была арестована, МИД России выступил с неожиданным заявлением, что «все «газовые» соглашения 2009 года заключались в строгом соответствии с национальным законодательством двух государств и международным правом и на их подписание были получены необходимые указания президентов России и Украины». В МИДе призвали к справедливому и беспристрастному разбирательству по делу. Эксперты практически сразу связали это заявление с тем, что в Москве не хотели бы делегитимации газовых соглашений в случае осуждения экс-премьера. Замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин заметил «Газете.Ru», что пересмотр контрактов и может быть основной целью суда над экс-премьером.
Украинские власти этого не скрывают. На минувшей неделе президент Виктор Янукович перед переговорами с Дмитрием Медведевым заявил, что лучше достичь договоренность по газу, чем идти в суд. Впрочем, уже после этих переговоров появились сведения, что стороны договорились в дальнейшем не политизировать процесс.
Заявления Ющенко в суде неоднозначно восприняты не только Россией, но и сторонниками оппозиции на Украине. Пресс-секретарь экс-президента Ирина Ванникова даже поспешила выступить с заявлением о том, что «негативная оценка Виктором Ющенко газовых соглашений не означает, что он поддерживает неправовые действия властей против Юлии Тимошенко, в частности ее арест до вынесения решения суда».
При этом несколько бывших чиновников в суде уже рассказали о том, как Ющенко отзывал с переговоров в Москве экс-главу «Нафтогаза» Олега Дубину в то время как тот был близок к заключению договора о поставке газа по цене в пределах $235–250 за 1000 кубометров и при сохранении ставки за транзит на уровне $1,7 за 1000 кубометров на 100 км. Тимошенко и ее защита уверены, что именно из-за отзыва Дубины цена в результате выросла до $450. Экс-президент на это заявил, что полномочий отзывать делегацию у него не было и что сделала это Тимошенко. Он также выразил надежду на то, что суд вынесет решение, способное отменить невыгодный для Украины контракт.
Ющенко оказался ключевым свидетелем для следствия — именно на его показаниях строится обвинение против Тимошенко. Накануне экс-премьер не стала дискутировать с Ющенко в суде, а её защитники в беседе с журналистами выразили опасение, что политическое решение о приговоре экс-премьера принято и ее ждет приговор к семи годам колонии.