Подписывая «Акт 2011 года о контроле над бюджетом», президент США Барак Обама расписался в поражении в схватке с республиканцами. К такому выводу пришла американская пресса, проанализировав итоги конфликта демократов и республиканцев по поводу повышения потолка государственного долга.
Документ, который позволяет федеральному правительству заимствовать до 2013 года еще $2,1 трлн, обязывает администрацию провести сокращение сотен государственных программ в общем объеме $917 млрд в ближайшие десять лет. Дальнейшее сокращение государственных расходов определит двухпартийный комитет, члены которого представляют обе палаты конгресса. Они должны будут решить судьбу еще $1,7 трлн: на такую сумму должен быть урезан госбюджет США.
Демократам пришлось уступить, причем, по общему мнению, с существенными репутационными потерями. За неделю до принятия закона о повышении потолка госдолга Обама уверял на пресс-конференции, что любая сделка с республиканцами будет включать в себя повышение налогов, а может быть, и отказ от налоговых льгот, принятых при Джордже Буше-мл., которые будут стоить бюджету от $800 млн до $2,8 трлн в течение следующих 10 лет. В итоге в принятый план изменение налоговых ставок не попало.
Окружение президента полагает, что, выйдя таким образом из конфликта, Обама не ударил в грязь лицом, но шансов на его переизбрание не добавилось. Рейтинг одобрения его работы по-прежнему держится в пределах 40–45%. Правда, он получил значительную фору: вопрос о повышении потолка госдолга будет подниматься вновь уже после президентских выборов ноября 2012 года.
Для демократов повышение планки госдолга на условиях их оппонентов – очевидное поражение, которого они не решились избежать во многом из-за боязни потерять избирателя-центриста. Условия соглашения нобелевский лауреат по экономике и один из лидеров либерального идеологического лагеря Пол Кругман сравнил с «жалкой капитуляции со стороны президента». Обама хотел казаться «единственным взрослым в доме», пишет колумнист The Los Angeles Times Дойл Макманус, и приблизиться к образу политика, вставшего над межпартийными распрями, который он использовал во время своей избирательной кампании. Но его противники не дали ему этого сделать: сделка о госдолге была заключена после переговоров лидера республиканцев в сенате Митча Макконнела не с Обамой, а с вице-президентом Джозефом Байденом и лидером демократического большинства в сенате Гэри Ридом. В итоге при подписании условий президент «выглядел как жертва, а не как герой», констатирует Макманус.
Лидер демократического меньшинства в палате представителей Нэнси Пелоси открыто признает поражение и дает понять, что новый раунд борьбы будет посвящен вопросам занятости. «Они выиграли без поддержки американского народа, — заявила она, передразнив лозунги республиканцев, — «не облагайте налогами богатых, нам не нужно больше рабочих мест, мы хотим договариваться, во-первых, о долге, во-вторых, о долге, только о долге». Министр финансов в администрации Билла Клинтона и недавний главный экономический советник Обамы Лоуренс Саммерс в своей колонке в The Washington Post подтверждает: рынок труда и экономический рост играют сегодня куда более важную роль, чем потолок госдолга. «Имейте в виду, что один плохой статистический отчет (о спаде деловой активности в промышленности – «Газета.Ru») обнулил весь рост рынков, связанный с попытками избежать дефолта», — говорит экономист. Но демократы могут ставить себе в заслугу, что они не допустили сокращения трех главных социальных программ — Medicare, Medicaid и программы соцстрахования.
Заключение сделки по повышению потолка госдолга стало яркой победой ультраконсервативного «Движения чаепития».
Крайне правые «фискальные консерваторы», требовавшие разогнать «большое правительство» «социалиста» Обамы, перехватили в конце весны 2009 года у классических республиканцев инициативу в борьбе с Белым домом. Названные в честь «Бостонского чаепития» 1773 года, когда американские колонисты подняли восстание против британского налога на чай, они объединили самые разные группировки, от либертарианцев до крайне правых, требующих сокращения государственного вмешательства в экономику, снижения налогов и федерального бюджета. В августе 2010 года в Вашингтоне по призыву телеведущего Гленна Бека на «Марш чаепития» вышли около полумиллиона человек, но торжество выросшего снизу движения было недолгим. За отсутствием ярких лидеров общенационального масштаба, способных договариваться с традиционными республиканскими элитами, «любители чая» были оттеснены от реальной политики. В ходе кампании по промежуточным выборам в конгресс осенью 2010 года выдвиженцы «Движения чаепития» не смогли добиться реальных успехов, почти повсеместно проиграв на внутрипартийных праймериз тяжеловесам Республиканской партии.
Будущее правого крыла республиканцев, обделенных яркими лидерами общенационального масштаба, продолжало быть туманным, пока на повестке дня не встал вопрос о госдолге США. Пользуясь моментом, республиканцы качнулись вправо, пытаясь как можно сильнее дистанцироваться от «большого растратчика», пойдя на откровенный шантаж Обамы. Если бы решение о повышении потолка госдолга не было бы принято, правительство США оказалось бы не в состоянии не только платить госслужащим, но и выплачивать пенсии и оплачивать медицинские страховки.
Громче всех звучали голоса республиканских новичков в конгрессе, образовавших летом прошлого года группу «Движения чаепития» под руководством конгрессвумен из Миннесоты Мишель Бахман, собирающейся баллотироваться в 2012 году в президенты. Группа состоит из 60 конгрессменов и 4 сенаторов, большинство из которых выступили категорически против долговой сделки: сокращения бюджетного дефицита им показалось мало. Такая позиция вызвала осуждение даже у республиканцев – сенатор Джон Маккейн специально брал слово, чтобы заявить, что радикалы, которых он назвал «хоббитами» из-за их стремления все видеть в черно-белом цвете, «разочаровывают» американцев. Сравнение тогда поддержала консервативная газета The Wall Street Journal.
Вице-президент Джозеф Байден не нашел других слов для сторонников «Движения чаепития» в разговоре с сенаторами-демократами и назвал оппонентов «террористами» (офис вице-президента эту информацию опроверг). Сравнение «пьющих чай» с главными врагами всех американцев уже стало общим местом у американских либералов: «Талибаном» (организация запрещена в России) их называет колумнист Politico Мартин Фрост, «фракцией «Хезболлах» в Республиканской партии» — его коллега Томас Фридман из The New York Times.
Сокращение госрасходов дало наблюдателям право говорить о появлении не двухпартийной, а трехпартийной системы в США.
«Движение чаепития» за свою короткую жизнь устоялось как отдельная и более чем равная Республиканской партии сила», — пишет колумнист Daily Beast Элеанор Клифт. На шансах Бахман получить номинацию в президенты от Республиканской партии это, однако, не сказывается. Лишь 16% сторонников «Великой старой партии» (так официально именуются республиканцы) готовы видеть ее своим выдвиженцев на высший государственный пост. Бахман уступает, по данным института Rasmussen, и бывшему губернатору Массачусетса Митту Ромни, который сознательно старался держаться подальше от споров в конгрессе и высказал свое мнение о проекте по повышению госдолга только накануне голосования, и губернатору штата Техас Рику Перри. Они получают 22% и 18% поддержки соответственно.
Очевидно, что либералы и консерваторы еще схлестнутся до Дня благодарения (24 ноября), к которому надпартийный комитет конгресса должен определить, какие статьи государственного бюджета требуется урезать. Если ему не удастся это сделать, запланированные сокращения вступят в силу автоматически — они подразумевают в том числе и урезание бюджета Пентагона на сумму от $350 до 800 млрд в течение 10 лет. Экономист Кругман уверен, что при обсуждении этих вопросов воинственные республиканцы будут более сговорчивыми, но для ссоры двух партий будет еще один повод – в конце 2012 года истекает срок действия бушевской программы налоговых льгот, которую оппоненты Обамы со всей очевидностью постараются продлить.
Необходимость найти позитивную повестку, которая нравилась бы публике, актуальна для обеих партий в равной степени. Последние опросы Gallup Inc. показывают не только зависший ниже 50% уровень одобрения Обамы, который лишь незначительно изменился после заключения сделки в конгрессе. Уровень удовлетворения американцев работой конгресса также опустился до предельно низких 14%.