Дмитрий Медведев и Виктор Янукович не приехали в Севастополь на празднование дня ВМФ. Российских моряков поздравил глава администрации Сергей Нарышкин. Из-за траура по погибшим шахтерам на Украине были отменены все развлекательные мероприятия, включая салют и концерт, поэтому день ВМФ прошел на Черноморском флоте скромно. Впрочем, полноценный парад с показательными стрельбами и выступлениями летчиков не проходил в Севастополе с середины 2000-х годов, с момента прихода к власти Виктора Ющенко. Несмотря на смену власти на Украине, продление аренды базы в Севастополе до 2042 года и заверения в дружбе, на флоте это практически не отразилось. Об этом рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» офицеры Черноморского флота во время пресс-тура в Севастополь, организованного Минобороны накануне празднования дня ВМФ.
Лучше, но хуже
Отношения между Россией и Украиной, в том числе и в вопросах военного сотрудничества, в последнее время изменились к лучшему — такова официальная позиция российского Черноморского флота и МИДа. «В последнее время взаимодействие резко улучшилось и возросло», — заявил журналистам в Севастополе начальник штаба ЧФ вице-адмирал Александр Троян. По его словам, об этом свидетельствуют совместные российско-украинские маневры. Сюда же следует добавить заключение соглашения между Москвой и Киевом о продлении аренды военно-морской базы в Севастополе до 2042 года. На условиях же анонимности офицеры говорят, что в отношениях все не так безоблачно.
«По сути ничего не изменилось: не отменен ни один из указов Юща (Виктор Ющенко, президент Украины в 2005–2010 годах – «Газета.Ru»), которые изменили уведомительный характер наших мероприятий на разрешительный. Нам необходимо получать одобрение украинской стороны буквально на каждый свой шаг, о любом перемещении корабля или самолета», — объясняет офицер. Российские военные зачастую просто игнорируют вопросы согласования, жалуется он, даже если касаются совсем незначительных перемещений.
«Для Украины это единственный способ оказания давления на Россию, поэтому любые переговоры и согласования идут очень сложно», — рассказывает офицер.
По словам другого представителя ЧФ, взаимоотношения России и Украины могут измениться как при смене власти в Киеве, так и без нее. Он напомнил, что позиция Ющенко по российскому флоту ужесточилась после пятидневной войны с Грузией. «Возникнут какие-нибудь сложности в переговорах по газу или чему-то подобному — Украина начнет шантажировать Россию Черноморским флотом», — предрекает офицер.
После прихода к власти Януковича Украина заявила о своем «внеблоковом статусе», таким образом снимая задачу немедленного вступления в НАТО. Тем не менее сотрудничество Киева с североатлантическим альянсом продолжилось, в украинской армии действуют натовские стандарты.
Участие в украинско-американских учениях «Sea Breeze – 2011» крейсера «Монтерей» ВМС США с противоракетной системой «Иджис» вызвало раздражение Москвы.
Российский МИД выступил со специальным заявлением. Формально недовольство было выражено по отношению только к позиции Вашингтона, но учения были совместными. Спустя несколько дней «Коммерсантъ-Украина» опубликовал закрытые документы, которые свидетельствуют, что при Януковиче сотрудничество с НАТО развивается активнее, чем при Ющенко. Из документа следует, что украинские власти и представители альянса за закрытыми дверями обсуждают чувствительные для Москвы вопросы: безопасность в регионе и будущее дислоцированного в Крыму Черноморского флота России, ПРО, приднестровское урегулирование, энергетическую и экономическую безопасность Украины, реформирование ее разведструктур.
Первые лица России давно не посещали с официальными визитами Севастополь, сетуют офицеры.
Последний раз президент России посещал Черноморский флот в 2000 году, это был Владимир Путин, который уже выиграл президентские выборы, но еще официально не вступил в должность.
Дмитрий Медведев не был с официальным визитом в Севастополе ни разу, хотя он поднимался на борт флагмана флота, крейсера «Москва», во время поездки в Новороссийск.
Старо, как флот
Вопрос согласования перемещений военной техники по украинской территории вскоре снова станет ключевым в отношениях флота и украинских властей, когда в порт Севастополя направится новая военная техника. Как сообщил в конце июля командующий ВМФ Владимир Высоцкий, в ближайшие годы Черноморский флот получит шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636 и шесть фрегатов. Флот нуждается в обновлении, в Севастополе это всем очевидно, но на простое решение этой задачи никто не рассчитывает: прибытие техники также потребует согласования в Киеве.
«На верфях уже заложены три судна именно для Черноморского флота, но, когда они дойдут до нас, непонятно»,
— поясняет офицер флота. В 2008 году вопрос перевооружения флота уже поднимался, тогда украинские власти ставили под сомнение саму возможность модернизации флота, как потенциальной угрозы безопасности Украины.
Сейчас основу флота составляют корабли 70–80-х годов ХХ века, их ресурс на исходе, отмечают офицеры, хотя внешне они кажутся хорошо сохранившимися. Так, флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» был спущен на воду в 1979 году. Сейчас в составе флота всего одна подводная лодка «Алроса», которая вступила в строй в 1990 году. Находящаяся на балансе ЧФ подводная лодка ПБ-380, спущенная на воду в 1982 году, давно не выполняет боевых задач. Исключение среди достаточно старых кораблей составляют ракетные катера на воздушной подушке «Бора» и «Самум», принятые на вооружение уже в 1990-х, а также несколько новых тральщиков.
От ответа на вопрос об официальной численности кораблей в составе ЧФ начштаба Троян уклонился. По соглашению между Москвой и Киевом от 1997 года о статусе Черноморского флота, на территории Украины может находиться группировка российских кораблей численностью до 100 единиц — именно столько насчитывалось на балансе российского флота в год заключения соглашения. В мае 2008 году Высоцкий заявил, что численность российской группировки сократилась до 35 кораблей. На данный момент, согласно данным сайта sevastopol.info, в состав российского ЧФ входит 43 корабля, но эту цифру можно считать максимально возможной: несколько кораблей уже списаны или не выполняют боевые задачи, как подлодка ПБ-380.
За последние два года у Черноморского флота сменились три командующих.
В июле 2010 года вице-адмирала Александра Клецкова сменил вице-адмирал Владимир Королев, а в июне 2011 года командующим флотом стал уже контр-адмирал Александр Федотенков. «Позиция Минобороны по ротации командного состава вызывает вопросы. Только человек начал «въезжать» в положение дел, так его переводят на другую должность», — посетовал в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» один из офицеров. По его мнению, частая смена руководства объясняется желанием ознакомить высший командный состав флота с ситуацией в разных регионах и дать руководителям возможность получить реальные навыки управления в условиях разных флотов. «Но у нас положение особое, много нюансов, часто речь идет не о военной подготовке, а о вопросах политических. В них сразу разобраться непросто», — объясняет офицер.
В качестве примера он приводит попытки захвата земель, принадлежащих флоту. «Они нам часто даром не нужны, но все попытки самозахватов жестко пресекаются: нельзя создавать прецедент», — пояснил офицер. Ранее ситуация была еще сложнее. «После войны с Грузией Ющ принялся нас буквально выдавливать из Севастополя. Доходило до того, что украинские милиционеры дежурили там, где появлялись офицеры и контрактники, чтобы проверить у них регистрацию (в Севастополе: для проживания на территории Украины сроком более 90 дней необходимо зарегистрироваться по месту пребывания – «Газета.Ru»)», — рассказывает офицер. Часто это совпадало с возвращением какого-то корабля с длительного боевого задания. «Они просто хватали всех на выходе и проверяли документы. Понятно, что на боевом дежурстве продлить регистрацию невозможно. Просрочивших регистрацию везли в отделение милиции. До депортации, правда, так ни разу и не дошло», — объясняет офицер.
Повар-украинец на боевом дежурстве
Из-за особого положения флота не все нововведения российской армии дошли до Севастополя. К примеру, систему аутсорсинга ввести пока не удалось, обслуживанием быта по-прежнему занимаются сами военнослужащие. Российские фирмы, выигрывающие тендеры, не имеют права работы на Украине, а местные компании Минобороны привлекать к работе не готово.
«Ну как ты возьмешь повара-украинца на подводную лодку или даже на корабль во время боевого дежурства?»
— недоумевал один из морских офицеров.
По-прежнему существует острая нехватка солдат-контрактников. Например, в бригаде морской пехоты они должны составлять 25% от числа личного состава. Зарплата военнослужащего по контракту составляет 3 тысячи гривен (около 11 тысяч рублей – «Газета.Ru»), но как минимум треть, а то и больше он тратит на аренду жилья. «На такие условия мало кто соглашается. Чтобы полностью укомплектовать местную бригаду контрактниками, надо сделать зарплату на уровне тысячи долларов», — ответил офицер морской пехоты на вопрос о том, что необходимо для перехода на контрактную систему.
Как и в других регионах, в Севастополе остро стоит жилищный вопрос: квартир не хватает не только для контрактников, но и для офицерского состава. Ситуация осложнена тем, что российские строительные компании не могут действовать на территории Украины без специальной лицензии, даже если строительство жилья для военнослужащих идет буквально в 300 метрах от воинской части морской пехоты.
Золотой приказ № 400
«Никто не будет вам говорить о реальных проблемах от своего лица, — предупреждает флотский офицер. – Даже о том, что и так хорошо известно: никто не хочет рисковать премиями приказа 400. А если что-то скажешь лишнее, тут же лишишься всех премий, а официальная зарплата у офицеров совсем небольшая».
Приказ № 400 Минобороны вводит специальные надбавки военнослужащим за успехи в боевой подготовке. При этом сумма премий, согласно этому приказу, зачастую значительно превосходит официальную зарплату. С одной стороны, приказ позволяет офицерам получать достойную оплату, с другой стороны, он приводит к злоупотреблениям. Широкий общественный резонанс получило открытое письмо летчика-инструктора Игоря Сулима на имя министра обороны и главы ВВС о поборах в Липецком училище. Его руководители требовали летчиков «делиться» с ними премиями, выделяемыми именно по приказу № 400.
«Такая же история была и у нас, на Черноморском флоте. С летчиков требовали деньги. Но они просто пришли к своему начальству с рапортом,
— рассказывает офицер. По его словам, тогда руководство жестко пресекло попытки поборов.
Реализация приказа № 400 неоднозначно воспринимается в армии, хотя выделение значительных средств на выплату премий одобряется всеми офицерами без исключения. Соотношение зарплаты и премий по приказу № 400 проиллюстрировал на собственном примере командир крейсера «Москва» капитан 1 ранга Сергей Тронев: он получает в месяц 150–180 тысяч рублей, при этом его фиксированная зарплата составляет около 50 тысяч, остальное — выплаты по приказу № 400.
Поэтому офицеры с настороженностью ожидают обещанного с 1 января 2012 года увеличения денежного довольствия, опасаясь, что премии по приказу № 400 будут отменены. «Выйдет в итоге примерно столько же, как и сейчас, а то и меньше. Хотя те, кто получает мало или ничего не получает по приказу № 400, ждут 1 января с нетерпением», -— говорит один из офицеров флота.
Как в Гуантанамо
Пребывание ЧФ в Севастополе демонстрирует имперские амбиции России, выполнять стратегические задачи флот не может в силу своего базирования, отмечает замглавного редактора «Ежедневного журнала» и военный эксперт Александр Гольц. «Все понимают, что у его (Черноморского флота – «Газета.Ru») кораблей ограниченные возможности: чтобы пройти через проливы (Босфор и Дарданеллы), он должен просить разрешение у Турции. Но важно показать себе и другим, что Севастополь – «город русской славы»: это действует на поколение людей от 40 до 70 лет. И этим пользуются политики», — полагает Гольц. По мнению эксперта, мотивацию Москвы понимает Янукович и умело этим пользуется. «Он (Янукович – «Газета.Ru») отлично понял, что для России это вопрос статуса. И он готов запросить за него отличную цену, выторговывая скидки на газ и нефть», — отмечает эксперт.
Отношение Украины к военно-морской базе России в Севастополе будет зависеть от характера взаимоотношений Москвы и Киева, считают местные аналитики. «Флот не самодостаточен: он является частью большой геополитической структуры, если хотите — игры», — полагает украинский политолог Дмитрий Выдрин. По его мнению,
«возможны две модели — как американцы в Японии и как американцы в Гуантанамо».
«Если в первом случае японцы говорят «не уходите, вы гарантия нашей безопасности», то кубинцы чуть ли не каждый день спрашивают «когда же вы уйдете», — объясняет политолог. По его словам, при нынешней власти усугубления проблем во взаимоотношениях между странами не должно произойти. «Президент (Янукович – «Газета.Ru») делает и так максимум того, что допускает общественное мнение», — уверен Выдрин.