Сенатор от Калмыкии Михаил Капура внес в Госдуму проект изменений в статью 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки). В этой статье устанавливается ответственность за получение взятки: в пункте первом предполагается ответственность за получение взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иного ценного имущества; в пункте втором — за получение взятки в значительном размере, а в пункте третьем — за получение взятки взамен действия или бездействия.
Пункт четвертый статьи устанавливает более жесткое наказание за получение взятки для лиц, находящихся на государственной службе или возглавляющих орган местного самоуправления.
При этом в пункте пятом также говорится, что более жесткая ответственность должна быть установлена в случае, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или в крупном размере. В пункте указано, что он применяется для случаев, указанных в пунктах с первого по третий, в то время как отягчающие обстоятельства для государственных служащих установлены в пункте четвертом статьи. Автор счел такое положение вещей недоработкой. «Действующая норма исключает повышенную ответственность лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации и глав органов местного самоуправления, в случае получения ими взятки при наличии квалифицирующих признаков, характеризующих повышенную общественную опасность этого вида преступлений», — говорится в пояснительной записке к проекту. «В настоящее время юридической оценке не подлежат деяния, совершенные указанными лицами и сопряженные с вымогательством взятки, получением взятки по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, а также в крупном или особо крупном размере. Предлагаемые изменения устраняют этот пробел», — утверждается в документе.
Коллеги законодателя озабоченности не разделяют. «Я отношу себя к тем, кто считает, что на сегодняшний день состав преступления получения взятки достаточно отработан. Сама статья работать не будет. Дело в организации работы по противодействию коррупции. Поэтому дополнительные квалифицирующие признаки — это искусственная попытка оправдать ту несостоятельность, которая существует в деятельности органов, призванных бороться с подобными преступлениями», — заявил председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.