Глава комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков предлагает расширить список обстоятельств, на основе которых можно возобновить производство по уголовному делу или отменить приговор суда.
Проект поправок в статью 413 Уголовно-процессуального кодекса «Основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств» уже внесен в Госдуму, сообщил сенатор «Газете.Ru».
Сенатор предлагает дополнить перечень вновь открывшихся обстоятельств еще одним, четвертым пунктом. Сейчас к их числу относятся только «подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода», «преступные действия следователя, дознавателя, прокурора или судьи», «заведомо ложные показания потерпевшего или свидетеля». По мнению Лыскова, перечень нужно дополнить пунктом «и иные вновь открывшиеся обстоятельства», то есть
любые действия или документы, имеющие значение для выводов суда о виновности лица или свидетельствующие о неправосудности вынесенного решения.
Вторая поправка касается того, в каких процессуальных документах могут быть указаны вновь открывшиеся обстоятельства. Лысков предлагает сделать их указания в любом процессуальном решении, в том числе на стадии предварительного следствия (постановление о прекращении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и другие. — «Газета.Ru»), «если в нем отражен факт фальсификации доказательств, которые ранее были положены в основу судебного решения».
В настоящее время указывать вновь открывшиеся обстоятельства можно лишь в приговоре, постановлении суда, следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта помилования, в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
В пояснительной записке сенатор приводит примеры, когда отдельные подложные документы меняли ход процесса как против обвиняемого, так и в его пользу. Так, в 2008 году суд освободил от отбывания наказания осужденного Берикова, приговоренного к 8 годам лишения свободы по ч. 2 ст. 105 УК за убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору из хулиганских побуждений.
Бериков отсидел только год и был освобожден по состоянию здоровья на основании медицинской справки. Позже выяснилось, что справка была поддельной, однако возобновления производства по делу Берикова не произошло, так как медсправка в список документов, которые могут считаться «вновь открывшимися обстоятельствами», не входит.
Вице-президент Союза адвокатов России Игорь Трунов называет идею сенатора «благой», однако говорит, что она внесет в законодательство правовую неопределенность, так как дает большие полномочия должностным лицам, которые будут самостоятельно решать, что считать «вновь открывшимися обстоятельствами», а что нет. По словам адвоката,
этот пункт создает дополнительные коррупционные возможности.
Ликвидирована она может быть только при условии четких определений, говорит Трунов, когда на усмотрении должностного лица остается минимум, поэтому все обстоятельства, за счет которых предлагает расширить закон, должны быть четко в нем перечислены.
Законопроект Лыскова будет рассмотрен только осенью, сказал «Газете.Ru» зампредседателя профильного комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Андрей Назаров. По его мнению, перечень вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренный законом, сейчас достаточно широк, и потребуется внимательно изучить и законопроект, и статистику примеров аналогичных приведенному в пояснительной записке, чтобы оценить актуальность и своевременность предложений коллеги из Совета федерации.