В пятницу стремительно завершилась весенняя сессия Госдумы — последняя непредвыборная для этого состава палаты. Спикер Госдумы в полдень закрыл последнее заседание, перед этим отчитавшись об очередных успехах парламентариев. В эту сессию Госдума успела принять 264 федеральных закона и одобрить три конституционных.
«Конечно, приближаются выборы, и это, безусловно, сказывается на тональности некоторых выступлений, звучавших в зале пленарных заседаний», — бодрым тоном отрапортовал Грызлов, сразу оговорившись, что на качестве и темпах работы депутатов подобные явления не скажутся.
Главными событиями сессии стали принятие закона «О полиции», внесение президентом трех пакетов поправок, направленных на либерализацию Уголовного кодекса, законотворчество после теракта в Домодедово и законопроект сенатора Торшина, предлагающий России игнорировать решения Европейского суда по правам человека в отдельных случаях.
Закон сессии
Принятие закона о полиции сопровождалось бурной дискуссией. В результате в русском языке по воле главы МВД Нургалиева слово «розыск» превратилось в «разыск», а «граждане милиционеры» стали «господами полицейскими».
Коммунисты до последнего сражались за сохранение старого названия, однако эта поправка была отклонена из-за несоответствия концепции законопроекта. Впрочем, некоторые поправки, предложенные оппозицией, были, против обыкновения, учтены партией власти, что весьма нетипично для работы Госдумы этого созыва.
Первичный текст законопроекта был существенно скорректирован, из него убраны некоторые излишние полномочия полицейских, касавшиеся контроля за бизнесом, что могло бы открыть перед стражами правопорядка просторы для коррупционной деятельности, напомнил «Газете.Ru» первый зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков.
«Следующим шагом стало принятие закона о социальных гарантиях для сотрудников МВД, — говорит Гришанков, — Думаю, многие полицейские ждут теперь 1 января 2012 года, когда их ждет кратное увеличение зарплат. Это неплохой стимул для работы, однако при этом они будут находиться под серьезным общественным контролем».
Реформа сессии
В весеннюю сессию началась масштабная реформа Уголовного кодекса. Дмитрий Медведев внес один за другим три пакета поправок, либерализующих уголовное законодательство, главным образом по экономическим статьям. Сроки были смягчены, например, по статье «Незаконное предпринимательство», по которой в места заключения попадают большинство бизнесменов. По 68 статьям был отменен нижний порог наказания.
Пока принят первый пакет поправок. Два других остались на осень, но, как ожидается, следующим шагом может стать амнистия для осужденных по экономическим статьям.
Назаров отмечает, что уголовная ответственность за преступления, которые в отличие от экономических несут в себе большую общественную опасность, будет усилена: в осеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроекты, усиливающие ответственность за совершение террористических актов, в том числе за ложные звонки о терактах, а также за преступления против несовершеннолетних.
Событие сессии
После теракта в Домодедово в Госдуме был проведен закрытый правительственный час, на котором главы силовых ведомств страны отчитывались о ходе расследования. Парламентарии сперва хотели выслушать глав Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ в открытом режиме, но директор последнего ведомства Александр Бортников выступил категорически против. Силовики признали, что проигрывают идейное противостояние с террором и что больше всего вопросов у них вызывает профилактика терроризма.
Вскоре после этого Госдума в ускоренном режиме приняла законопроект о трех уровнях террористической угрозы — синем, желтом и красном, а позже — изменения в закон об аэропортах, в Транспортный и Воздушный кодексы.
Зампредседателя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков сказал «Газете.Ru», что после событий в Домодедово в стране изменилась сама концепция защиты граждан от террористической угрозы. Гудков критикует законопроекты, внесенные партией власти, согласно которым большая часть ответственности за террористическую безопасность ляжет на плечи собственников вокзалов и аэропортов, что неминуемо отразится на ценах на авиа- и железнодорожные билеты, которые в России и так являются одними из самых дорогих в мире. Едва ли это будет способствовать реальному снижению количества терактов, констатирует Гудков, так как Россия проигрывает идейное противостояние с радикальным исламом, силовики слабо ведут контрразведывательную работу.
«Госдума надувает щеки и отклоняет все предложения, который могли бы коренным образом изменить ситуацию в сфере террористической безопасности», — посетовал Гудков в разговоре с «Газетой.Ru».
Перестановки сессии
Во фракции «Справедливая Россия» в эту сессию произошли заметные кадровые перемены: сперва на весеннем съезде партии Сергей Миронов уступил пост председателя Николаю Левичеву, а потом лишился кресла спикера Совета федерации и перешел на работу в Госдуму. Ради Миронова депутатские полномочия сложила депутат от «Справедливой России» Елена Вторыгина, а Николай Левичев отказался в пользу старого друга и лидера от поста председателя фракции.
Миронов говорит, что к работе Госдумы вполне адаптировался, так как посетил уже десять пленарных заседаний. «Я дисциплинированный депутат», — с гордостью отметил экс-третий человек в стране. Депутаты фракции рассказали «Газете.Ru», что Миронов и им запретил пропускать заседания по любым причинам.
Источник в окружении экс-спикера Совфеда говорит, что главной проблемой для Миронова пока является большое количество свободного времени, к которому он не привык, так как обычно день главы Совета федерации был расписан по минутам и даже секундам.
Скандал сессии
Под конец сессии и. о. спикера Совета федерации Александр Торшин внес в Госдуму законопроект, предлагающий российским судам в отдельных случаях игнорировать решения Европейского суда по правам человека, если эти права были нарушены в результате применения законов, признанных конституционными.
Законопроект предполагалось рассмотреть в ускоренном режиме, так как ему благоволила администрация президента, однако после того, как вокруг него поднялась обширная дискуссия и в резких заявлениях на документ отреагировал Совет Европы, рассмотрение решили все же отложить до осенней сессии.
Инициативу усиленно торпедировала и думская оппозиция. Фракция КПРФ подала на действия Торшина иски сразу в два суда. «Как должностное лицо, сенатор Торшин не имеет права предпринимать действия, ущемляющие права граждан», — объяснил «Газете.Ru» депутат-коммунист Сергей Обухов. Верховный суд уже дал направление по коммунистическому иску в Конституционный суд. Обухов не сомневается, что единороссы попробуют все же принять законопроект осенью.