Девять подсудимых по делу «российских шпионов в Грузии» были признаны в среду судом города Батуми виновными в подрывной деятельности в пользу Москвы. Все подсудимые — четверо граждан России и пятеро грузин — получили значительные сроки тюремного заключения — от 11 до 14 лет.
Самый большой срок, 14 лет, получил вышедший на пенсию ставропольский бизнесмен Юрий Скрыльников, работавший в компании «Грузмекавшире», — его защита убеждала суд в том, что их клиент смертельно болен. Как считает грузинская прокуратура, именно Скрыльников был связным между российской резидентурой в Грузии и ГРУ Генштаба России.
Трое других россиян — гендиректор батумской компании «Сейборд» Армен Геворкян, его заместитель Рубен Шикоян и предприниматель Петр Девришадзе — получали через Скрыльникова задания центра, установил суд. Геворкян, который признан виновным по ст. 313 (шпионаж), передавал ГРУ секретную информацию об оперативном сотрудничестве грузинских вооруженных сил с армиями третьих стран. Шикоян, в свою очередь, передавал ГРУ данные о секретных договорах, заключенных минобороны Грузии. Девришадзе, как убедило суд следствие, отвечал за организацию слежки за определенными лицами по поручению ГРУ, он осужден по ст. 311 (работа на иностранные разведывательные службы).
Помимо россиян в ходе операции «Энвер» грузинской контрразведки, прошедшей 29 октября прошлого года в Аджарии, были задержаны также девять граждан Грузии, большинство из них — военные летчики. Это Тариэл Абашидзе, Гоча Диасамидзе, Гела Какабадзе, Давид Месхидзе, Вячеслав Плужников и Габриэл Устиашвили. Абашидзе, Диасимидзе, Какабидзе и Месхидзе были отпущены на свободу, так как пошли на сделку со следствием. Их адвокат Гоча Сагришвили пояснял «Кавказскому узлу» накануне возобновления слушаний в апреле, что основными доказательствами их причастности к шпионской деятельности были изъятые у них флеш-карты с некоторой конфиденциальной информацией, однако следствие зашло в тупик в попытках объяснить, почему данные на всех картах были разные.
Среди обвиненных в шпионаже также радиоспециалист Эдуард Абдуллаев, который, по версии следствия, передавал ГРУ информацию о военной связи и радиопозывных, а также основатель Института глобализации Бакур Кигурадзе, передававший конфиденциальную военную информацию Москве, и бизнесмен Руслан Галогрэ, осуществлявший по заданию ГРУ слежку.
Наблюдение за ними велось четыре года, сообщил один из руководителей грузинского МВД Отар Орджоникидзе. Выявить всех причастных удалось с помощью внедренного в группу контрразведкой агента.
Поскольку суд, начавшийся 15 апреля, проходил в закрытом режиме, никаких подробностей инкриминировавшихся «резидентам ГРУ» деяний ни следствие, ни адвокаты публике не представили. «Адвокатам не дали ознакомиться с делом в ходе предварительного следствия, ссылаясь на соображения государственной безопасности. Не позволили даже скопировать документы. С нас взяли расписку о неразглашении деталей, и мы не можем ничего конкретно комментировать под угрозой уголовного преследования», — цитировал в начале июня «Вестник Кавказа» слова адвоката Месхидзе Гелы Николаишвили.
Ни один из девятерых подсудимых свою вину не признал.
Российский МИД, обвинивший официальный Тбилиси в провокации и назвавший процесс «пропагандистским трюком», направлял своих представителей на встречу с арестованными россиянами, но защиту им не предоставил.
Вопросы возможного обмена фигурантов шпионского дела на грузинских шпионов, осужденных в России, по информации СМИ, не поднимались.
Как напоминает «Вестник Кавказа», в настоящее время в России отбывают наказание сотрудник внешней разведки Грузии Заза Харкеладзе и члены его агентурной сети, два подполковника российского Минобороны Хвича Имерлившили и Марлен Богданов, южноосетинский военный Эдуард Гобозов, подполковник Российской армии Михаил Хачидзе, старшина Джемал Накаидзе и Александр Хачиров.