Партия народной свободы (ПАРНАС) сегодня на партконференции приняла решение оспорить в суде отказ Минюста зарегистрировать ее.
«Подавать в суд нужно, — заявил сопредседатель партии Михаил Касьянов. — Мы считаем, что отказ в регистрации незаконен».
Однако надежды на справедливое решение нет, считает сопредседатель партии Борис Немцов, который «на своем опыте убедился, что, когда речь идет об интересах Путина и Медведева, в стране суда нет – в таких случаях судиться бессмысленно». Пессимистичные настроения разделяют и представители тех регионов, где были созданы отделения партии. Из 53 регионалов только 7 полагают, что суд может быть успешным.
«Но если мы откажемся от подачи иска, у оппонентов появится возможность говорить, что у нас не все в порядке, что «дохлая крыса» в документах все-таки есть», — объяснил еще один сопредседатель партии Владимир Милов.
Четвертый сопредседатель Владимир Рыжков рассказал журналистам, что иск готов и сейчас решается, когда подавать его в суд: возможно, что это произойдет уже на следующей неделе. «Мы будем подавать иск в Хамовнический и Преображенский суд», — иронизировал Борис Немцов. Хамовнический районный суд в декабре 2010 года осудил бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего главу «Менатепа» Платона Лебедева на 13 лет колонии, а Преображенский райсуд не стал рассматривать их ходатайства об условно-досрочном освобождении.
ПАРНАС подал документы на регистрацию 23 мая. Немцов тогда заявил, что вероятность того, что Минюст найдет там какие-то поводы для отказа, ничтожна: по его словам, документы готовили опытные юристы. Минюст использовал практически весь отведенный ему законом срок на проверку поданных документов и в итоге отказал. Как следовало из ответа, причиной отказа были найденные в уставе партии «положения, противоречащие закону о политических партиях»: якобы там отсутствовал пункт о ротации руководства (на самом деле он в уставе есть, это п. 21 – «Газета.Ru»).
Кроме того, Минюст обнаружил ошибки в данных о рядовых участниках партии, среди которых оказались так называемые «мертвые души» – несовершеннолетние и умершие. Таких набралось 79, однако даже если вычесть их из 46158 членов партии, заявленных в поданных документах, то и в этом случае подтвержденная численность партийцев превышает установленный законом о политических партиях минимум в 45 тысяч человек, отметил Рыжков в разговоре с «Газетой.Ru».
Исключить «мертвые души» и подать документы во второй раз посоветовал ПАРНАСу и Дмитрий Медведев. На вопрос, не видит ли он в отказе Минюста политических мотивов, президент ответил отрицательно и выразил уверенность, что
«вот этим гражданам из ПАРНАСа вполне по силам сделать безукоризненные документы и принести их в Минюст. Они же тоже привыкли работать известным путем. Люди-то там все нам известные».
Сопредседатели партии сочли совет Медведева издевательством. «Товарищ издевается над нами! Он, как юрист, знает, что «поправить бумажки» — это поправить устав, а поправить устав — это означает съезд, съезд — это сбор делегаций, потом выбор представителей, подача заявки на регистрацию и снова отказ», — раскритиковал предложение президента Рыжков.
Накануне конференции пресс-секретарь Михаила Касьянова Елена Дикун сообщила «Газете.Ru», что вопрос повторной регистрации, скорее всего, рассматриваться не будет.
Однако в итоге вопрос о новой попытке все же был вынесен на обсуждение делегатов конференции. К консолидированному мнению партия не пришла. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на осеннем съезде партии, а он, скорее всего, пройдет в сентябре.
Одновременно сопредседатели партии и представители регионов обсудили стратегию партии на предстоящих парламентских выборах. Прозвучали три предложения — не принимать участия в выборах, голосовать за любую партию, кроме Единой России, чтобы снизить результат ЕР до ее исторического минимума, или же испортить бланк — «поставить крест на власти жуликов и воров», то есть перечеркнуть в бланке голосования название «Единой России», уточнил Рыжков.
Однако и по этому вопросу согласия достичь не удалось. Так, Милов напомнил собравшимся, что на призыв портить избирательные бюллетени граждане обычно отзываются вяло. Он считает, что будет эффективнее призвать их голосовать за любые другие партии. Немцов не согласился со своим коллегой: «Отдать голос за кого-нибудь другого — это все равно поддерживать власть, которая ничем не отличается от партии жуликов и воров». Идею бойкота политик тоже не поддерживает: «У нас «бойкот» значит с утра встать, выпить по паре бутылок пива, поругаться с родственниками и решить никуда не идти. Бойкот должен быть активным: нужно придти на выборы, желательно с фломастером, и написать или слово, или фразу, или перечеркнуть бюллетень крест-накрест».
Финансовое обеспечение действий ляжет на плечи сопредседателей партии.
«Финансируем мы все в складчину, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Милов. — Бюджет делится на четырех человек. Иногда привлекаются деньги активистов. Наши акции бюджетны, это не миллионные суммы».
Наконец, зашла речь и о более далеких выборах — президентских, которые пройдут весной 2012 года. Как напомнил Милов, решение о выдвижении единого кандидата от ПАРНАСа было принято еще до создания партии и именно эта идея привлекла в партию многих ее нынешних членов. Однако такое решение ставит перед ПАРНАСом две серьезные проблемы. « Нам нужно решить ресурсную проблему и вопрос о безопасности наших активистов», — заявил Владимир Рыжков.
По итогам встречи был принят проект резолюции партконференции ПАРНАСа с решением «признать целесообразным оспаривать в Минюсте и в судах незаконность оснований, использованных Минюстом России для отказа в государственной регистрации партии». Также
ПАРНАС официально начал публичную кампанию под общими лозунгами «В фарсе не участвую» и «Ни одного голоса партии воров и жуликов и ее сателлитам!»
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что надеяться на регистрацию было наивно с самого начала: «Регистрация означает участие в выборах, а участие в выборах означает получение эфирного времени на агитацию на телевидении. Я не могу представить себе, что путинский телевизор будет показывать Немцова, рассказывающего о своих книгах «Путин. Итоги. 10 лет» или «Путин. Коррупция», – иронизирует Орешкин. Отказ в регистрации – это «чисто путинская игра», полагает он, Медведеву же в случае регистрации ПАРНАСа ничто не угрожает.