Пятнадцатый пуск межконтинетальной баллистической ракеты «Булава», по словам официальных представителей Минобороны, прошел успешно. «Впервые в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса пуск ракеты был проведен из подводного положения со штатного носителя, которым является атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий», — цитирует РИА «Новости» полковника Игоря Конашенкова. Представитель Минобороны добавил, что боевые блоки доставлены «Булавой» в заданный район полигона Кура (Камчатка). По словам Конашенкова, экипаж подводной лодки при выполнении испытательной стрельбы показал высокий профессионализм и боевую выучку. «Подлодкой командовал капитан первого ранга Владимир Ширин», — добавил представитель Минобороны.
Первоначально планировалось, что запуск «Булавы» пройдет с атомной подлодки «Юрий Долгорукий» еще 17 декабря, но тогда он был в последний момент перенесен. По официальной версии, пуск был отменен из-за плохих погодных условий: Баренцово море сковал лед. Источник «Газеты.Ru» в ракетостроительной отрасли отметил, что это объяснение кажется «странным»: «Вообще-то, наши АПЛ (атомные подводные лодки. — «Газета.Ru») сконструированы таким образом, чтобы проламывать лед Северного Ледовитого океана».
Пятнадцатый по счету пуск «Булавы» и первый со штатного носителя должен был стать решающим для дальнейшей судьбы «Булавы».
В октябре 2010 года источники в ВМФ сообщали, что в случае третьего подряд удачного запуска межконтинентальной ракеты было бы «правомочно ставить вопрос о скорейшем завершении испытаний этого стратегического комплекса».
Новый пуск «Булавы» был перенесен сначала на весну 2011 года, а затем на конец июня. В начале месяца Конашенков заявил, что «Булава» в случае проведения пяти удачных пусков может быть принята на вооружение в конце 2011 — начале 2012 годов. Таким образом, запуски межконтинентальной ракеты в 2011 году продолжатся.
Ранее пуски «Булавы» проходили с АПЛ «Дмитрий Донской», они начались еще в сентябре 2004 года. Первые три запуска ракеты были признаны удачными, но потом произошел провал. Из четвертого по двенадцатый пусков «Булавы» удачным был признан только один, во время двух пусков задачи были выполнены частично. После серии неудач подал в отставку директор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов. Именно это предприятие разрабатывало ракету. Соломонов, впрочем, остался генеральным конструктором МИТ.
Эксперты заговорили о возможном отказе от «Булавы» в пользу жидкостной ракеты «Синева», которую делает конкурент МИТ — Конструкторское бюро имени Макеева из Миасса. «Проблема неудачных пусков ракеты «Булава» заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные», — комментировал сложившуюся ситуацию министр обороны России Анатолий Сердюков. Пуски «Булавы» были приостановлены на десять месяцев. В 2010 году состоялись два удачных запуска «Булавы». Таким образом, удачный пуск межконтинентальной российской ракеты во вторник стал третьим подряд.
«По всей видимости, комплекс удалось вытащить», — с удовлетворением заметил «Газете.Ru» директор Центра общественно-политических исследований и военный эксперт Владимир Евсеев. «Других вариантов не просматривалось — комплекс надо было доводить до ума», — замечает он.
Переоборудовать созданные под «Булаву» подводные лодки класса «Борей» существующими жидкостными ракетами «Синева», по его словам, практически невозможно.
При создании «Булавы», напомнил Евсеев, было допущено несколько ошибок. «Во-первых, директору и генеральному конструктору МИТа Юрий Соломонову удалось убедить руководство в том, что он сможет создать одинаковую ракету подводного и наземного базирования, хотя этого не смогли сделать даже США, у которых возможности по унификации вооружений значительно шире. Во-вторых, изначально неверной была идея отстранить от разработки КБ им. Макеева, которое разрабатывало жидкостную ракету подводного базирования, в то время как МИТ никогда ничем подобным не занимался», — объясняет Евсеев. Поэтому МИТу пришлось заново выстраивать цепочку кооперации, которая у «Макеева» уже была, и именно отсутствие должного контроля качества над изделиями предприятий — участников кооперации называлось одной из главных причин постоянных аварий при испытаниях. «Недоставало и огневых испытаний, испытаний стендовых, бросковых, — продолжает эксперт. — Есть подозрение, что сейчас испытываются «штатные носители» (т. е. ракеты из заводских партий, а не подготовленные специально для испытаний)».
«Это не супероружие (Евсеев сравнивает «Булаву» с уже снятой с вооружения американской ракетой Trident I), но это не принижает наш успех, потому что это вполне приемлемая первая российская твердотопливная ракета подводного базирования», — заключает эксперт.