В пятницу в Киеве начались слушания по первому из уголовных дел в отношении Юлии Тимошенко. Прокуратура обвиняет экс-премьера в превышении власти и служебных полномочий при заключении газовых контрактов в 2009 году и нанесении убытков более чем в 1,5 млрд гривен.
Недалеко от здания Печерского суда на Крещатике с раннего утра начали собираться сторонники и противники бывшего премьер-министра Украины, лидера партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. По данным агентства «Интерфакс», всего на главной улице Киева столпилось до 5 тысяч активистов. «Прийти 24 июня под стены печально известного Печерского суда в Киеве — это значит больше, чем поддержать Тимошенко. Это значит прийти и защитить себя, свое будущее и будущее своих детей», — агитировали накануне в партии. Откликнувшиеся на призыв люди скандируют имя обвиняемой и «Руки прочь от Тимошенко!». Еще ночью, когда район не был так плотно оцеплен милицией, во внутренний дворик суда сумели пробраться 50 сторонников экс-премьера. Серьезных инцидентов на улице пока не зафиксировано. Но в зале суда отчетливо слышны блатные песни, которые включают на улице противники обвиняемой.
Обстановку в зале суда заметно дестабилизировало появление народного депутата, члена фракции Партии регионов Инны Богословской. Она возглавляет временную следственную комиссию по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых соглашений и о наличии признаков государственной измены в сфере экономической безопасности Украины.
В зале суда Богословскую облили водой — возможно, случайно. «Охрана, посмотрите, что делают эти ублюдки», — воскликнула атакованная, но безрезультатно. Ранее пресс-служба депутата распространила заявление Богословской, что «Тимошенко боится объективного суда» и поэтому «создает искусственную атмосферу истерии».
«Сегодняшние акции протеста, имитация «народной поддержки» являются попытками ввести в заблуждение страну. Эти манипулятивные технологии не пройдут. И в настоящий момент никакие провокации и давление на суд не помешают дать юридическую оценку ее деянием», — считает Богословская.
В зале, где проходят слушания, очень жарко: тут собралось человек сто. Вентиляции нет, окна зарешечены, форточки приоткрыты, двери открыты, уточняет «Интерфакс». Адвокат Тимошенко Сергей Власенко потребовал заменить зал на более просторный. «Практически все сидят друг у друга на голове. Люди стоят настолько плотно, что участники судебного процесса не имеют возможности встать, давая пояснения суду», — пояснил он свое требование. Тимошенко выходит из суда во внутренний дворик через черный ход подышать воздухом.
Раскритиковал условия процесса и посол Евросоюза на Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. «Я не могу давать политическую оценку этому делу, но условия, в которых проходит рассмотрение, бесчеловечны», — сообщил он, выходя из суда, журналистам.
Сама обвиняемая в зале суда отличилась красноречием и отказом встать, когда началось заседание. «Вы как судья в общем работаете около двух лет — у вас нет опыта. Вас специально указом Януковича месяц назад переводят в этот суд. Судья, который не имеет опыта, который за месяц до политических дел переводится в Печерский райсуд, не может рассматривать это дело», — сказала судье Тимошенко и заявила отвод. Это ходатайство удовлетворено не было. Защитник Тимошенко был не менее категоричен. «Я никогда не говорил таких слов, но я не могу назвать этих людей своими коллегами. Это реально банда преступников, одни ходят в прокурорских мундирах, а вторые сидят в черных мантиях. Я обращаюсь к вам, рабы в мантиях, — помните, что вы судьи», — цитирует адвоката Власенко «Интерфакс». Муж обвиняемой Александр также пришел к Печерскому суду. «У людей всегда должна быть надежда, но никто не верит в правосудие и справедливость в нашей стране», — приводит УНИАН его слова.
В ближайшее время Тимошенко грозит еще одно судебное разбирательство. Помимо «газового дела» она проходит по объединенному делу о незаконном использовании денег, полученных государством от продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола и по закупке автомобилей «скорой помощи» по завышенной цене.