— После смены власти в Киргизии чувствуете ли вы усилившееся влияние Москвы на происходящие процессы в стране, ведь и прежний президент Курманбек Бакиев декларировал весьма тесное сотрудничество с Москвой?
— В период с 2005-го по 2010 год развитие отношений между Киргизией и Россией носило пульсирующий характер и не имело устойчивости, а после 2009 года и до падения режима Бакиева и вовсе приобрело негативную динамику. Причины состояли в неисполнении многих двусторонних договоренностей, бездействии киргизской стороны по многим подписанным документам, например, по развитию гидроэнергетической отрасли и по нашим долгам перед Россией. С приходом нового руководства вопросы исполнения подобных соглашений стали носить обязательный характер. В качестве недавнего примера можно привести выполнение нами обязательства по созданию российско-киргизского предприятия по поставке реактивного топлива в аэропорт Манас.
Только за последние пять месяцев было совершено два визита нашего премьер-министра в Россию, два раза заседали межправительственные комиссии. Что касается основных направлений сотрудничества, то, конечно же, особое внимание уделяется экономическому партнерству. Наша страна сейчас испытывает в этой сфере проблемы, и нам необходим инвестиционный потенциал России. Если говорить о конкретных сферах, то это, к примеру, швейная промышленность, так как наша продукция вполне конкурентоспособна на этом рынке. Конечно же, это и гидроэнергетика.
За 2010—2011 годы в общей сложности со стороны России была оказана нашей стране гуманитарная помощь на сумму свыше 65 млн долларов.
К сожалению, пока остаются неурегулированными вопросы государственного долга и выделения финансового кредита (в сумме 106,7 млн долларов США) из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Нам сейчас трудно, и кто, как не Россия, может нам помочь в условиях бюджетного дефицита. В то же время правительством Киргизии было принято решение о погашении просроченной задолженности перед Российской Федерацией и 15 апреля перечислены 14,3 млн долларов США.
— Что происходит с планами вашей страны вступить в Таможенный союз?
— Так получилось, что в тот период, когда проводилась активная работа по его формированию, существовал целый ряд факторов, препятствовавших вступлению, главным из которых была нехватка политической воли с нашей стороны. Кроме того, тогда, в феврале 2010 года к нам были вопросы со стороны России. В одном из выступлений в феврале 2010 года президент России Дмитрий Медведев так и сказал, что никто не собирается затягивать в Таможенный союз и впоследствии в ЕЭП такие страны, как Киргизия и Таджикистан, так как к ним есть вопросы по их обязательствам финансового характера.
С другой стороны, мы члены ВТО с 1998 года. В Таможенном союзе и в ВТО к решению некоторых вопросов подходят немного по-разному. Например, в Таможенном союзе установлен единый таможенный тариф по внешним границам, что имеет большое значение, например, для китайского экспорта или нашего импорта. С другой стороны, как член ВТО, Киргизия должна согласовывать таможенные пошлины с международными организациями, унифицировать свое таможенное законодательство и таможенные тарифы с едиными тарифами союза. Тут тоже могут возникнуть проблемы, хотя можно было бы обсуждать индивидуальные условия вхождения в Таможенный союз для Киргизии, будь на то политическая воля правительства Бакиева. Но новое правительство приняло иное решение, и 11 апреля этого года наш сопредседатель межправительственной комиссии Омурбек Бабанов на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым сообщил ему о том, что Киргизия приняла политическое решение о желании вступить в союз и впоследствии в ЕЭП.
Членство в союзе также облегчит киргизским гражданам их трудоустройство и свободное передвижение» между странами — участницами организации.
Я думаю, что вопрос будет урегулирован до конца года, тем более что с 1 января 2012 года нынешние страны — члены Таможенного союза предполагают работать уже в режиме единого экономического пространства.
— Как раз по поводу миграционного потока недавно в Госдуме проводились закрытые парламентские слушания, посвященные Центральной Азии, где сотрудники ФМС и ФСКН России выступили с весьма резкими заявлениями, были даже предложения об установлении со странами Центральной Азии визового режима. Скажите, были ли у этих слушаний какие-либо последствия на дипломатическом уровне?
— Действительно, на слушаниях говорилось о наличии многих проблемных мест в отношениях России с Центральной Азией. В последние годы в Киргизии трудовая миграция за пределы страны приобрела огромные масштабы, и более 80% трудовых мигрантов работают на территории России.
Только в течение прошлого года в Россию въехало более 500 тысяч наших граждан, однако на законном основании работали в вашей стране лишь около 110 тысяч.
Те, кто работает на нелегальной основе, оказываются в наиболее уязвимом положении. Многие обращаются потом за помощью к нам в посольство, так как попадают в кабальную зависимость от работодателя. Кроме того, не секрет, что в российском обществе существует неоднозначное отношение к мигрантам, о чем также говорилось на этих парламентских слушаниях. После них мы неоднократно встречались с представителями Федеральной миграционной службы и обсуждали выходы из создавшегося положения. Директор ФМС Константин Ромодановский, как и наша сторона, считает, что существующий принцип квот на миграционную рабочую силу неэффективен и надо от него уходить. С другой стороны, полностью снять любые барьеры для трудовой миграции значит полностью утратить контроль над процессом. В итоге мы включились в совершенно новый проект, который стартует уже осенью и который в случае успеха станет прекрасной заменой существующей системе.
Речь идет о создании специальных профильных лицеев на территории Киргизии по наиболее востребованным в России специальностям для мигрантов из-за рубежа: электрики, сантехники, строители, некоторые другие.
В эти государственные лицеи смогут поступить желающие работать в России. Там они пройдут обучение по профильным специальностям, а также курсы русского языка и спецкурс по традициям, отношениям, принятым в России. И именно через лицеи и будет идти трудоустройство, чтобы человек, отучившись, сразу ехал на работу. Первые такие лицеи будут поэтапно открыты уже осенью в рамках пилотного проекта «Образование киргизско-российского центра профессиональной подготовки рабочих кадров», реализуемого совместно с Федеральным агентством по делам СНГ (Россотрудничество). Договоренность об этом была достигнута в ходе моей встречи в июле 2010 года со спецпредставителем президента России, главой Россотрудничества Фаритом Мухаметшиным.
— На тех же слушаниях с резкими заявлениями выступили и представители ФСКН, говорившие об угрозе наркотрафика, который идет из Афганистана, в том числе и через вашу страну. Какие шаги предпринимаются на этом направлении?
— Речь идет даже не только о проблеме наркотрафика, хотя этот вопрос стоит очень остро. Я полностью согласен с выступлениями ваших политиков о том, что наркотики — это национальная беда. По мнению экспертов, опасность исходит в первую очередь из Афганистана в виде возрастающего экстремистского влияния и расширяющегося наркотрафика. При этом у нас есть опыт успешного сотрудничества с российскими спецслужбами, с партнерами по СНГ, ОДКБ, ШОС и странами дальнего зарубежья. В дальнейшем мы будем только расширять этот сегмент сотрудничества, проводить больше совместных операций. К примеру, недавно в Свердловской области была проведена такая операция, в результате которой было изъято более 20 кг героина афганского происхождения. В начале текущего года государственной службе Киргизии по контролю наркотиков была оказана финансовая помощь в размере порядка 5 млн долларов США.
— Нынешний режим Кыргызстана совсем молодой, но крайне активно пытается привлечь к ответственности членов предыдущего правительства за существовавшие нарушения. Насколько удачны ваши усилия в этом направлении?
— После смены преступного режима Бакиева органами следствия и прокуратуры республики были вскрыты и доказаны многие преступления, в том числе и коррупционного характера. Многие нечистоплотные на руку чиновники понесли заслуженное наказание в соответствии с действующим национальным законодательством, ведутся многочисленные уголовные дела, фигуранты многих из них объявлены в розыск по линии Интерпола. Имена организаторов основных коррупционных схем достаточно известны — это семья свергнутого президента Бакиева и ее ближнее окружение. На днях генеральная прокуратура Кыргызстана назвала точную сумму средств, присвоенных прежней властью и их приближенными.
240 миллионов долларов США были переведены на счета в зарубежных банках. В самом Кыргызстане в ячейках коммерческих банков нашли 21 миллион долларов США, 2 миллиона сомов и 635 евро.
В числе трех коммерческих банков, в ячейках которых хранились деньги, самая крупная финансовая структура времен правления прежнего режима — Азияуниверсалбанк. По мнению следствия, именно этот банк был базой для отмывания денег. На счетах этого коммерческого банка располагались государственные средства — деньги Социального фонда; здесь же обслуживались и другие крупные клиенты, в том числе международные организации.
Мы заинтересованы в привлечении к ответственности всех приближенных Бакиева и его самого. Сейчас он скрывается на территории Белоруссии. Мы обратились в прокуратуру этой страны, но пока ответа не получили.
— Планируете ли вы привлечь дипломатический ресурс России для оказания влияния на ситуацию с укрытием Бакиева Белоруссией?
— Сложно пока сказать, как будут развиваться события... Не хочу по этой линии заглядывать вперед.