В среду в Госдуме выступал министр обороны Анатолий Сердюков. Правительственный час с его участием прошел в закрытом режиме, хотя фракция КПРФ настаивала на открытом заседании. Как рассказали журналистам депутаты, Сердюков рассказал им про ход исполнения гособоронзаказа 2011 года и про результаты прошлого года, напомнив, что из-за срыва сроков президент Дмитрий Медведев уже уволил несколько руководителей оборонных предприятий, задержавших поставки вооружения в войска. Также министр обороны пообещал депутатам не увольнять летчиков Центра боевого применения и переучивания в Липецке, пожаловавшихся на поборы начальства, и заявил, что Россия не будет переходить на западные стандарты вооружения.
«На стандарты НАТО мы переходить не будем. «Леопарды» (тяжелые танки немецкого производства, стоят на вооружении нескольких стран НАТО — «Газета.Ru») мы не покупаем, как и наши (танки – «Газета.Ru»)», — сказал министр, объяснив это тем, что они «не соответствуют» предъявляемым Минобороны требованиям. На вопрос журналистов,
с каким же оружием Россия будет воевать в случае необходимости, если не покупает новых танков, Сердюков сказал: «С тем, что имеем в наличии».
О немецких «Леопардах» недавно вспомнил, выступая на заседании комитета по обороне и безопасности Совете федерации, главнокомандующий сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников. Он, как и министр обороны, раскритиковал современное российское вооружение для сухопутных сил. «Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», — посетовал Постников. Считающийся самым современным отечественным танком Т-90, напомнил сенаторам Постников, на самом деле семнадцатая модификация советского Т-72, разработанного еще в 1960-х годах (впрочем, «Леопард» тоже не новая модель: первая модификация была выпущена в ФРГ также в середине 1960-х). При этом стоит Т-90 118 млн рублей, отметил глава сухопутных войск.
«Нам проще было бы купить за эти деньги три «Леопарда», — сказал Постников.
Тогда в контексте переговоров о покупке у Франции вертолетоносцев «Мистраль» многие эксперты расценили слова Постникова как намерение закупать танки за границей, что вызвало бурную критику представителей оборонных предприятий. Высказывание Постникова даже прокомментировал премьер-министр Владимир Путин, выступив на стороне отечественного производителя. «Нашим вооруженным силам надо работать на опережение, они требуют ещё лучше технику — может быть, даже ту, которой у потенциального противника нет в помине! Это совсем не значит, что имеющееся и выпускаемое неконкурентоспособно на мировых рынках. Они (делающие скептические заявления – «Газета.Ru») знают об этом, им об этом уже сказано, они приносят извинения», — сказал Путин.
Выступление Сердюкова должно скорректировать резкие слова Постникова, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его мнению, отказ от закупки бронетехники логичен: «Постников сказал, не совсем подумав о реакции на свои слова».
В российской армии избыточное количество танков — примерно 7 тысяч, столько России просто не нужно: в той же Германии, стране с большими традициями танкостроения, на вооружении находится около 350 танков,
сказал Макиенко. Эксперт напоминает, что недавно начались работы над созданием унифицированной тяжелой платформы для бронетехники «Армата» (часто ошибочно называется «Армада» — «Газета.Ru»): на ее основе предполагается выпускать танки, бронетранспортеры и ремонтно-эвакуационные машины. «Армата» должна быть принята на вооружение российской армии в 2015 году. Сколько единиц техники будет построено на этой платформе, не сообщается.
Россия не должна резко сокращать численность танков в процессе реформирования армии, убежден эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Я очень опасаюсь, что Россия пойдет по западному пути отказа от танкового производства. В классической войне без танков не обойтись, особенно в свете возможного противостояния с Китаем».
Ирак в 2002-м американцы прошли на танках, Россия именно с помощью танков выиграла войну с Грузией,
напоминает Храмчихин.