Йеменская оппозиция поддержала передачу власти вице-президенту страны Абд-Раббу Мансуру Хади после того, как раненный при обстреле президентского комплекса в Сане Салех улетел в Саудовскую Аравию на операцию. Упорно не желавший подписывать какие бы то ни было договоры с оппозицией Салех навряд ли легко сдаст власть, однако затягивание конфликта только увеличивает вероятность нового раскола Йемена и усиления «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), полагают эксперты.
Политические силы Йемена исторически разрозненны, напоминает эксперт Института международных отношений и экономики РАН Георгий Мирский. «Прежде всего, есть южане, которые еще совсем недавно были независимыми (с 1967 по 1990 год – «Газета.Ru»). Это разделение не исчезло, на юге и севере страны разный менталитет и культура. Во-вторых, есть хуситы, которые с середины 2000-х ведут на севере страны вооруженную борьбу за автономию, — перечисляет эксперт. — Третье, может быть, самое важное на данный момент, есть влиятельные и многочисленные племена, хорошо вооруженные. Есть «Аль-Каида», ее позиции в Йемене сильны, и она заинтересована в погружении страны в хаос. Наконец, есть образованная молодежь, которая и начала протесты в стране. Для них права человека, свобода слова не являются пустым звуком», — говорит Мирский.
Противостояние Салеху поставило их по одну сторону баррикад.
Все эти силы в данный момент выступают против Салеха, даже в армии наметился раскол, отмечает эксперт.
Если Салех уйдет, то без привлечения к разрешению конфликта ключевых игроков региона найти компромисс между политическими силами в стране будет крайне сложно. Одна из наиболее влиятельных стран – Саудовская Аравия, уже идут напряженные и тяжелые переговоры между оппозиционерами и Саудовской Аравией, соседом Йемена, говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
«Первый вариант развития событий: Саудовская Аравия договаривается с племенами, и тогда Йемен остается единым», — рассуждает Малашенко. «Другой — первоначальный распад страны по меньшей мере на две части. Худший — противостояние по принципу «все против всех», и это будет куда серьезнее, чем Ливия», — опасается эксперт.
Гумеру Исаеву, эксперту Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока,
нынешняя ситуация в Йемене напоминает начало противостояния в 1960-х годах, которое привело к разделению страны на две части и длительной гражданской войне.
Тогда в стране вспыхнул конфликт между монархистами и республиканцами, который перерос в гражданскую войну, напоминает эксперт. Победа в этом противостоянии республиканцев не привела к прекращению вооруженного конфликта, получивший в 1967 году независимость Южный Йемен провозгласил себя социалистическим государством, и следующие два десятилетия в стране продолжалось противостояние севера и юга, временно прекратившееся с объединением страны в 1990 году.
Опасения эксперта из Петербурга разделяют и западные аналитики. Новый распад страны вполне возможен, считает посол США в Йемене в 2001–2004 году Эдмунд Халл. «Страна находится на распутье. Выбор сейчас между гражданской войной и разделением страны, и между движением в сторону демократии, — сказал Халл в интервью телеканалу CBS и добавил, что есть большая опасность превращения Йемена в failed state по аналогии с Сомали. –
Это дало бы «Аль-Каиде» такую же опорную базу, какой был Афганистан до 11 сентября 2001 года».
Именно поэтому мировое сообщество должно сейчас оказать максимальную помощь Саудовской Аравии, отмечает Малашенко. «Население Йемена — более 20 млн человек, а кроме того, туда могут переместиться исламисты из Афганистана и других азиатских стран, это крайне опасно, — говорит Малашенко. — Надо помочь саудовцам всем чем можно, да хоть беспилотниками».
О применении беспилотников задумываются и в США. Наблюдатели допускают возможность их использования для нанесения ударов по боевикам, если насилие в стране продолжится, а влияние сторонников «Аль-Каиды» будет возрастать.
«Было бы недальновидно считать, что это (усиление «Аль-Каиды» — «Газета.Ru») не представляет в краткосрочной перспективе угрозы национальной безопасности. Вероятно, что они будут поднимать голову», — цитирует Washington Post бывшего сотрудника Белого дома Фрэнка Чилаффо, который возглавляет Университет политики внутренней безопасности имени Джорджа Вашингтона. Он добавил, что Соединенные Штаты могут рассмотреть вопросы о нанесении ударов по базам боевиков.
Однако на наземную миротворческую операцию по аналогии с ливийской мировое сообщество не пойдет, не решится на вторжение и Саудовская Аравия, которая крайне обеспокоена происходящим на своих южных границах, оговариваются аналитики, – ситуация в Йемене отличается от ситуации в Бахрейне, куда совсем недавно были направлены саудовские войска для подавления беспорядков.
«Йеменцы – это самый вооруженный народ в мире, оружие есть у каждого, так исторически сложилось», — предупреждает Мирский.
В Йемене очень не любят, когда к ним кто-то приходит (поэтому и «Аль-Каиду» в Йемене не любят — из-за того, что в нее входят представители самых разных народов), продолжает эксперт. В случае вторжения саудитов разобьют, убежден он, но это маловероятный вариант развития событий: «Никто не захочет влезать в это осиное гнездо». Соседи Йемена должны еще помнить, как в 1960-х годах президент Египта Гамаль Абдель Насер отправил в Йемен экспедиционный корпус для участия в гражданской войне, но вскоре египтянам пришлось уйти ни с чем, резюмирует Мирский.