В четверг Михаила Ходорковского снова вызвали в суд, но на этот раз не по его делу, а по разбирательству против бывшего главы «Фаргойла» испанца Антонио Вальдеса-Гарсиа. Прокуратура обвиняет Вальдеса-Гарсиа в хищении $13 млрд и легализации $8,5 млрд из них. На вызове Ходорковского в качестве свидетеля настаивала защита испанца.
Ранее по этому делу были осуждены два бывших топ-менеджера подконтрольных ЮКОСу компаний – Владимир Переверзин и Владимир Малаховский. В марте 2007 года Малаховского приговорили к 12 годам лишения свободы, Переверзина — к 11 годам. По версии следствия, бывшие руководители «дочек» ЮКОСа скупали нефть по заниженным ценам у добывающих компаний «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть ВНК», а затем продавали по завышенным ценам.
Место обвиняемого на суде оставалось пустым. В свое время силовики задержали Вальдеса-Гарсиа в Москве. Он находился под подпиской о невыезде, но смог бежать в Испанию. Позже он обвинил Генпрокуратуру в пытках с целью добиться от него ложных показаний против Ходорковского и Лебедева.
Ходорковского доставили в суд, прикованного наручниками к одному из охранников. Перед началом допроса судья Наталья Мушникова позволила экс-главе ЮКОСа посовещаться пять минут со своим юристом. Допрос начал адвокат Вальдеса-Гарсиа Михеев.
Ходорковский рассказал, что не был лично знаком с обвиняемым, если не считать их возможных пересечений на общих мероприятиях: «Но я знал, что в компании работает человек с фамилией, похожей на фамилию известного испанского поэта».
Судья Мушникова во время допроса то и дело перебивала экс-главу ЮКОСа, пытаясь добиться от него односложных ответов. «Отвечайте на вопросы. Чересчур много вы говорите не по существу», — попеняла судья свидетелю, когда он объяснял, являлись ли «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть ВНК» самостоятельными юрлицами. Ходорковский рассказал, что все управленческие решения, касающиеся «дочек», принимались в ЮКОСе. «Компании осуществляли поставки нефти в соответствии с балансом распределения нефти, который утверждался материнской компанией и управляющей компанией. Без согласия с ЮКОСом дочерние компании согласовать отгрузку не могли», — пояснил Ходорковский.
Отвечая на вопрос о том, кому принадлежала добываемая нефть, бывший глава ЮКОСа сослался на решение арбитражного суда. «Судом признано, что все денежные средства, поступавшие в дочерние предприятия, являлись выручкой ЮКОСа. Вся нефть из дочерних предприятий переходила в собственность ЮКОСа. Это решение позволило требовать с ЮКОСа налоги», — напомнил экс-глава компании.
Ходорковский в ходе допроса отрицал версию о том, что ЮКОС продавал нефть по заведомо заниженным ценам. По его словам, компания устанавливала среднерыночную цену: «Цены, которые ЮКОС устанавливал для дочерних предприятий, фактически не отклонялись от цен производителей в том же регионе». Заниженные или завышенные цены грозили бы ЮКОСу налоговыми санкциями, отметил Ходорковский.
Адвокат коснулся еще одного пункта обвинения – легализации хищения денежных средств. «Когда компании получали выручку, ее не всегда было необходимо использовать именно в этой компании. Можно было разместить эти деньги, чтобы они не лежали, или ее могли использовать другие компании, консолидированные ЮКОСом, чтобы не заимствовать деньги в банках», — сообщил Ходорковский. Он пояснил, что финансовая служба ЮКОСа распоряжалась средствами всех компаний, в том числе «Фаргойла». Но, по его словам, к легализации это отношение не имело.
Говоря о роли Вальдеса-Гарсиа, экс-глава ЮКОСа отметил, что вопросы, связанные с торговлей нефтью, не входили в его полномочия. «У гендиректора «Фаргойла» были очень ограниченные полномочия, он был обязан исполнять те решения, которые принимала управленческая компания. Если бы Вальдес-Гарсиа нарушил эти инструкции, мне бы доложили об этом, Вальдеса-Гарсию сняли с работы и отдали бы под суд по 201 статье», — заявил Ходорковский.
Он отметил, что у гендиректоров «дочек» были технические функции. «Как у вас — секретарь судебного заседания. От них требовалось четко выполнять инструкции, которые были в компании».
Отвечая на вопрос, входил ли Вальдес-Гарсиа в организованную преступную группу, как это утверждает следствие, экс-глава ЮКОСа заявил: «Мне известно, что Вальдес-Гарсиа ни в какую преступную группу не входил, потому что не существовало никакой преступной группы».
Дело против менеджера «Фаргойла» было выделено в отдельное производство и возобновлено в ноябре 2008 года. Генпрокуратура пыталась добиться экстрадиции Вальдеса-Гарсиа еще в 2009 году, но тогда испанские власти отказались выдавать своего гражданина. В апреле этого года появилась неофициальная информация о том, что договоренность с представителями Испании о выдачи Вальдеса-Гарсиа на время судебного процесса была достигнута.
В пятницу Басманный суд допросит в качестве свидетеля экс-главу МЕНАТЕП Платона Лебедева.