О том, что президент России Дмитрий Медведев провел встречу с представительницами организации «Матери Беслана», накануне сообщили в постпредстве Северной Осетии при президенте. Медведев говорил с председателем комитета Сусанной Дудиевой и ее коллегой Эльвирой Туаевой более часа, перед тем как вылететь с официальным визитом в Италию. Они общались втроем, и, цитирует «Кавказский узел» члена «Матерей Беслана» Анету Гадиеву, женщины рассказали президенту «обо всем, что планировали».
«Мы рассказали президенту о своем видении обстоятельств теракта, происшедшего 1–3 сентября 2004 года в Беслане. Как известно, Дмитрий Анатольевич выступил с весьма жесткими заявлениями после взрыва в Домодедово в декабре прошлого года, — рассказала Дудиева сотрудникам постпредства. — Думаю, что если бы такие же указания были даны и после бесланского теракта, возможно, было бы не так много нерешенных проблем».
Она отметила, что она и ее коллеги «не жаждут крови, не одержимы желанием отомстить», но «считают необходимым, чтобы следствие назвало виновных в бесланском теракте и чтобы они понесли справедливое наказание».
Говоря о виновных, Дудиева утверждает, «что министерство внутренних дел РСО-Алания проигнорировало многочисленные указания и шифрограммы, поступавшие в течение всего августа 2004 года из МВД Российской Федерации». «В этих сообщениях шла речь об угрозе теракта по буденновскому сценарию — с массовым захватом заложников, и предписывалось принять упреждающие меры: взять под усиленную охрану школы, рынки, места массового скопления людей, — уточнила она в интервью сотрудникам постпредства. — Теракт в Беслане можно было предотвратить. Дмитрий Анатольевич в целом согласился с такой оценкой».
«Матери Беслана» пообещали направить президенту все материалы этого дела, которые у них есть, а Медведев пообещал их изучить и сделать «организационные выводы». «Мы услышали точку зрения главы государства. Президент, как мне кажется, услышал нас. Рекомендации комитета «Матери Беслана» были приняты им к рассмотрению. Дмитрий Анатольевич подтвердил свою готовность к сотрудничеству с нами. И это обнадеживает», — заключила Дудиева. Кроме того, президент пообещал на встрече изучить предложения о социальной и медицинской поддержке пострадавших и о перспективах принятия закона о статусе жертв терактов.
Встреча «Матерей Беслана» с президентом состоялась со второй попытки, изначально она была намечена на 5 мая, но отменилась из-за неотложных дел Медведева, а договоренность о встрече была озвучена в конце февраля.
Тогда по пути на заседание совета безопасности во Владикавказе президент заехал на бесланское кладбище возложить цветы. Родственники ждали его там, и Эльвира Туаева попросила о личной встрече. О том, что Медведев согласен, «Матерям Беслана» в конце марта сообщил полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.
На встречу в Кремль не позвали активисток «Голоса Беслана», альтернативной организации, отколовшейся от «Матерей Беслана» в 2005 году. Их позиция намного более радикальная — члены организации обвиняют власти в затягивании расследования, перекрывали дороги и даже направляли президенту и конгрессу США обращение «Всем, кто сочувствует жертвам бесланского теракта!». В России этот документ был включен в федеральный список экстремистских материалов.