Разработкой поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, ужесточающих требования к понятым и их ответственность перед законом, единороссы занимаются совместно с представителями адвокатского сообщества Москвы, которые обратились к партийцам со своими наработками.
Одно из ключевых предложений адвокатов — еще больше ограничить перечень тех, кто может быть понятым. Сейчас в понятые нельзя привлекать только несовершеннолетних, сотрудников судов, прокуроров, следователей и их родственников. Адвокаты предлагают заодно запретить быть понятыми всем, кто так или иначе имеет отношения к работе правоохранительных органов, в том числе на трудовом договоре, а также практикантам и стажерам оперативно-розыскных ведомств (их часто привлекают как штатных понятых). Не смогут быть понятыми гласные или негласные агенты спецслужб силовых ведомств, а также люди, у которых нет при себе паспорта (данные должны быть указаны в протоколе), или лица без гражданства.
Ограничения должны препятствовать привлечению в понятые заинтересованных в исходе расследуемого дела лиц, отмечают авторы предложения. Это требование закона нарушается повсеместно, возмущался на заседании Центра социально-консервативной политики член президиума межрегиональной коллегии адвокатов Москвы Юрий Лысенко, приводя в пример многочисленные случаи из своей практики, когда понятые оказывались, к примеру, уборщицами в МВД, родственниками или и вовсе гастарбайтерами без регистрации, подписывавшими протоколы под давлением со стороны стражей порядка.
Список примеров продолжил депутат Александр Хинштейн, отметивший, что институт «штатных понятых» правоохранительных органов является старой и острой проблемой. Люди, постоянное привлекаемые в этом качестве, на деле часто являются или неформальными агентами системы МВД, или людьми, связанными с силовиками отношениями взаимовыгоды или взаимозависимости.
Хинштейн привел в пример процесс по делу «оборотней» из МУРа, когда следствие выяснило, что милиционеры (теперь полицейские) в массовом порядке фальсифицировали протоколы, подбрасывая невиновным людям наркотики, оружие и боеприпасы. Понятыми при обыске выступали сотрудники ЧОП, которым покровительствовали некоторые высокопоставленные сотрудники МУРа, а многие охранники позднее нередко переходили на службу в милицию.
Однако ограничение круга лиц, имеющих право быть понятыми, является недостаточной мерой, заметил Хинштейн. Впрочем, поправки адвокатов этими предложениями не ограничиваются. Другая их важная инициатива — запретить понятым уклоняться от явки по вызовам в суд, отказываться от дачи показаний или давать заведомо ложные показания, за что им по ст. 308 УК грозит до пяти лет лишения свободы.
Депутат Хинштейн дополнил список инициатив адвокатов идеей внести изменения в бланк протокола, сделав запись перед подписью понятого о том, что он ознакомлен с тем, что может быть привлечен к ответственности за дачу ложных показаний.
Представитель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева призвала депутатов не забыть о тех понятых, которые поставили подпись на протоколе под давлением или чья подпись была вовсе подделана. Она предложила все же освобождать от наказания тех понятых, кто заявлял о том, что поставил подпись не по своей воле, и возложить ответственность за нарушение закона на силовиков. Сам же такой протокол, по мнению Яковлевой, должен признавался поддельным, недопустимым, а информация из него не может быть использована как доказательство в суде.
Замруководителя аппарата комитета Госдумы по безопасности, полковник МВД Сергей Назаров признал, что поправки в законодательство необходимы, однако могут привести к случаям исчезновения или даже убийства понятых.
По его словам, для ликвидации института «штатных понятых» необходимы не только репрессивные меры, но и изменения в законы, регламентирующие работу правоохранительных органов, в частности отказ от «палочной» системы.
Также Назаров отметил, что по статье 308 УК «Заведомо ложные показания» предусмотрено максимальное наказание 5 лет лишения свободы с возможностью выхода по УДО после половины срока, причем случаев подобных приговоров он лично вспомнить вообще не может.
Представитель комитета по безопасности напомнил присутствующим о том, что обыск можно проводить не только в присутствии понятых, но и под видеозапись, которую также можно сделать обязательной.
Зампредседателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров согласился с предложением однофамильца из аппарата Госдумы и с инициативой адвокатов, заявив о том, что будет участвовать в доработке законопроекта по усилению ответственности понятых. Что касается видеозаписи, то она не должна заменить собой институт понятых, хотя можно сделать видеосъемку обязательной, заметил депутат.
Координатор социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» депутат Госдумы Игорь Игошин отмечает, что детализация ответственности понятых не должна привести к нарушению баланса между интересами следствия и правами граждан, которым грозит уголовное обвинение. По словам Игошина, этот баланс в России пока не найден.
Все предложения будут доработаны в самое ближайшее время в составе рабочей группы из представителей адвокатского сообщества и депутатов Госдумы, решили участники дискуссии. Они будут внесены на рассмотрение нижней палаты парламента еще до конца года, сказал Андрей Назаров «Газете.Ru».