Грузинский парламент единогласно принял во вторник долго готовившийся закон о люстрации, названный «Хартией свободы». Главной задачей документа законодатели установили обеспечение «национальной безопасности и демократического развития» страны через противоборство коммунистической и фашистской идеологиям. Законопроект предложил лидер оппозиционной фракции «Сильная Грузия» Гие Тортладзе, но документ поддержало и пропрезидентское большинство.
Люстрации подвергаются все бывшие сотрудники советских спецслужб, высшие должностные лица КПСС, Компартии Грузии, ВЛКСМ, а также те, кто «поддерживают скрытые связи со спецслужбами зарубежных стран с 9 апреля 1989 года», — явный намек на российские спецслужбы.
Им запрещается работать в органах исполнительной власти или в представительских органах, занимать посты в Совете безопасности, правительстве, администрации президента, аппарате парламента, правительственной канцелярии или регулирующих комиссиях, передает агентство «Новости-Грузия». Вводится запрет на занятие советскими функционерами судейских должностей, а также руководящих должностей в системе высшего образования (должности ректоров, проректоров, деканов и завкафедрой). Они не смогут также состоять в руководстве Общественного телевидения. В правоохранительных органах и армии бывшие советские функционеры смогут получать звание не выше вице-полковника. Все они пройдут специальную регистрацию.
Вводится ограничение на занятие бывшими агентами советских спецслужб выборных должностей: допущены к избирательной кампании они будут только после обнародования всей информации о своей работе на КГБ или иные спецслужбы.
Попадающие под люстрацию граждане Грузии покинут свои посты в течение месяца после вступления закона в силу. Если они не сделают этого добровольно, специальная правительственная комиссия обнародует все имеющие в ее распоряжении сведения об их деятельности в советский период. Комиссия по люстрации будет создана президентом, и в нее войдут по одному представителю от каждой фракции, заседающей в парламенте. Бывшие архивы Грузинской ССР поступят в ее распоряжение в течение шести месяцев после ее создания.
Грузию ждет кампания по переименованиям – закон не допускает использование в географических названиях имен советских и коммунистических деятелей и иных отсылок к коммунистической идеологии.
Переименованием займется та же комиссия по люстрации, в задачи которой входит «искоренение коммунистической или фашистской символики», а также «культовых строений, памятников, монументов, названий улиц, пропагандирующих коммунистическую или фашистскую идеологию». Часть советских памятников может быть перенесена в Музей оккупации. Подобная политика уже осуществляется в Латвии, Литве, Польше и Эстонии. В отличие от Литвы и ряда областей Украины, закон не запрещает использование коммунистической символики на предметах одежды, хотя, как заметил «Эхо Кавказа» депутат Георгий Канделаки, для него «с этической точки зрения неприемлемо, если кто-то будет демонстративно разгуливать по улице в майке с изображением серпа и молота».
Вторая часть хартии – «Патриотический акт» — касается антитеррористических мер, включая усиление охраны стратегических объектов, контроля за грузами, ввозимыми в Грузию, и финансовыми потоками. Согласно закону, создается единая база МВД по всем стратегическим объектам (аэропортам, портам, центральным и узловым станциям, Тбилисскому метрополитену и т. д.).
Некоторые положения хартии вступают в силу с момента ее опубликования, другая часть – с 1 января 2012 года.
Борьба с наследием коммунизма стала органической частью политики Михаила Саакашвили, как только он пришел к власти в 2003 году. По распоряжению властей уже были уничтожены памятник диктатору Иосифу Сталину в Гори и мемориал в честь победы в Великой Отечественной войне, что вызвало большой переполох в России.
Антипрезидентская оппозиция законопроект не поддержала, отказавшись участвовать в голосовании. Глава фракции христианских демократов Леван Вепхвадзе назвал меры по люстрации «мертворожденными», передает радиостанция «Эхо Кавказа». «У нас нет документации, доказывающей, что конкретное лицо сотрудничало с КГБ или с ГРУ, эти документы никогда не хранились в Грузии. Что касается символики, то в Тбилиси очень много зданий с советскими символами, и что же, придется их теперь сносить?» — заявил законодатель.