Ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) Ходорковский и Лебедев направили в Преображенский суд Москвы. Этот суд выбран по месту их заключения: уже почти три года осужденные по делу ЮКОСа находятся в московском СИЗО «Матросская Тишина».
Ходорковский объяснил в своей жалобе, полный текст которой публикует пресс-центр бизнесмена, что просит рассмотреть вопрос об УДО, так как вмененные ему статьи «предусматривают такую возможность после отбытия половины срока».
«Из назначенных 13 лет я отбыл более 7,5. Свою вину я не признаю, поскольку продолжаю оспаривать вынесенное судебное решение», — напомнил Ходорковский.
Предприниматель добавил, что ущерб, обоснованность которого он оспаривает, он тем не менее погашает в меру возможностей зарабатывать в месте отбывания наказания.
Платон Лебедев в своей жалобе заметил, что уже отбыл на полтора года больше, чем половина назначенного ему срока. Ничего о признании или непризнании вины Лебедев сообщать не стал, а просто заявил: «Считаю, что далее я не нуждаюсь в дальнейшем отбывании наказания, доказательства чего будут представлены непосредственно в суд».
Возможность попросить об УДО появилась у Ходорковского и Лебедева после того, как на прошлой неделе Мосгорсуд снизил срок наказания обоим с 14 до 13 лет лишения свободы. Поскольку срок по двум приговорам — первому Мещанского суда и второму приговору Хамовнического суда — исчисляется с 2003 года путем частичного сложения сроков, то получилось, что более половины наказания предприниматели уже отсидели. В случае истечения полного срока осужденные должны выйти на свободу в 2016 году.
Ходорковский уже пытался добиться условно-досрочного освобождения три года назад, еще сидя в колонии Краснокаменска, а затем в СИЗО Читы.
Лебедев тогда обращаться с такой просьбой не стал. Суд в итоге отказал Ходорковскому, мотивируя это тем, что подсудимый не признал вины и «не раскаялся в совершении преступлений». Кроме того, администрация колонии вынесла экс-главе ЮКОСа несколько взысканий, но не сделала ни одного поощрения, на что особо упирала в суде прокуратура.
У Ходорковского тогда было шесть взысканий, три из которых отменил суд, и два были погашены за сроком давности. По мнению защиты, это были надуманные наказания. Например, только накануне рассмотрения дела администрация СИЗО обвинила Ходорковского в том, что он отказался сообщить начальнику СИЗО о количестве находящихся в камере заключенных и что оставил якобы грязную крышку на бачке с питьевой водой. Ранее были взыскания за то, что экс-глава ЮКОСа пил чай с заключенным Кучмой в неположенном месте в Краснокаменской колонии, и за его письменное интервью писателю Борису Акунину.
С момента рассмотрения того дела об УДО правовая ситуация заметно изменилась. Во-первых, еще в 2009 году Конституционный суд постановил, что для УДО не требуется деятельное раскаяние. Нужны лишь положительная характеристика личности со стороны администрации исправительного учреждения и примерное поведение заключенного. Фактически тогда была признана неконституционной часть статьи Уголовно-исполнительного кодекса, требовавшая признания вины.
Во-вторых, ни у Ходорковского, ни у Лебедева сейчас нет непогашенных взысканий. Хотя теоретически администрация СИЗО еще может найти повод вынести новые. Кроме того, многое все равно останется на усмотрение суда, который должен прийти к выводу, что заключенные действительно не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант пояснил «Газете.Ru», что в течение десяти дней после подачи ходатайства администрация СИЗО должна представить в суд необходимые документы.
Вечером во вторник на сайте пресс-центра Ходорковского появилась характеристика из СИЗО Платона Лебедева. В характеристике сказано, что Лебедев не имеет дисциплинарных взысканий, в конфликты не вступает и дважды упомянуто, что «отношения с сокамерниками строит правильно». Как следует из характеристики, Лебедев вежлив и с сотрудниками учреждения, и с администрацией. «По характеру спокойный, на внешний вид опрятен», — сказано в характеристике.
«С такой характеристикой в УДО не отказывают», — прокомментировал документ бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин, сам недавно освобожденный досрочно по делу о клевете на Минтимера Шаймиева.
Характеристики на Ходорковского адвокаты еще не получили, сказали «Газете.Ru» в пресс-центре Ходорковского.
Само рассмотрение дела об УДО, по прогнозу Клювганта, может состояться уже в течение месяца после этого срока, то есть, с учетом всех процедур, до середины июля.
При этом неясно, будут ли Ходорковский и Лебедев присутствовать на рассмотрении ходатайства, ведь их после приговора Мосгорсуда должны этапировать в колонию. По словам Клювганта, юридически этапирование и рассмотрение УДО — разные процедуры. «Но по смыслу и духу закона было бы издевкой отправить их куда-то в другое место», — полагает адвокат.