Грузинская прокуратора возбудила уголовное дело против бывшего министра погранполиции Бадри Бицадзе — мужа одного из лидеров оппозиции, экс-спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе. На прошлой неделе Бурджанадзе и Бицадзе приняли участие в трехтысячном митинге протеста движения «Народное собрание» против президента Грузии Михаила Саакашвили, разогнанном полицией. По версии прокуратуры, именно Бицадзе организовал сопротивление полиции во время разгона акции.
Дело возбуждено по ст. 353 ч. 2 УК Грузии (противостояние, угроза или насилие в отношении защитников общественного порядка или других представителей власти, осуществленное группой).
По словам первого заместителя главного прокурора Грузии Давида Сакварелидзе, обвинения основаны на показаниях свидетелей, главный среди них — Гия Учава, глава отряда «Присягнувших». Это полувоенизированная организация оппозиционного движения «Народное собрание», в которой, по признанию Учавы, состоят около трех с половиной тысяч человек. На допросе Учава рассказал, что «Присягнувшими» на митинге управлял лично Бицадзе.
Одновременно МВД распространило несколько видео- и аудиозаписей, на основе которых заявило о связи Бицадзе с бывшим главой МВД Темуром Хачишвили, осужденным в середине 1990 за организацию покушения на тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и помилованного им. МВД считает Хачишвили причастным к созданию в Грузии военизированного отряда из 24 человек для участия в акциях «Народного собрания»: группировка должна была устраивать провокации, поджигая автомобили и магазины. Это сообщил следствию один из задержанных, предполагаемый командир отряда Ника Гогуадзе.
Сакварелидзе отметил, что прокуратура будет ходатайствовать перед судом об освобождении Бицадзе под залог, правда, сумму залога не сообщил. Однако Бурджанадзе заявила, что не собирается платить.
«Почему это государство так милосердно по отношению ко мне или моей семье? У стольких задержанных нет возможности заплатить залог, а мой муж — особое исключение?
Это не благородство власти... Я не пойду на такие методы и не заплачу залог ни при каких условиях», — цитирует Бурджанадзе агентство «Новости Грузии».
Обвинения в адрес своего мужа Бурджанадзе считает сфабрикованными. «Все эти записи ни в одном демократическом государстве не будут считаться аргументом для подтверждения обвинения», — заявила она. Где сейчас ее муж, Бурджанадзе не знает: телефон Бицадзе отключен.
Бурджанадзе не исключила возможных провокаций при задержании мужа. «Он не носит при себе оружия, и любые возможные утверждения МВД, что при задержании он якобы оказал вооруженное сопротивление, будут ложными», — цитирует Бурджанадзе «Интерфакс».
«У меня есть информация, что по отношению к моей семье власти до 21 мая планировали разыграть определенный сценарий, который предполагает или убийство моего мужа, или подбрасывание наркотиков моему сыну», — предупредила экс-спикер парламента. Угроза миновала только отчасти, считает она: «насчет наркотиков им никто поверит, однако угроза сохраняется».
Пятидневная акция протеста в Тбилиси, организаторами которой выступили Бурджанадзе, ее муж и их сын Анзор Бицадзе, была разогнана в ночь на 26 мая. Собравшиеся выдвигали требования об отставке Михаила Саакашвили и проведения досрочных парламентских и президентских выборов. Полиция и ОМОН начали разгонять собравшихся после того, как истек срок разрешения на проведение митинга. По итогам акции были задержаны 105 человек, пострадали десятки людей. По сообщениям МВД Грузии, одна из машин, увозившая с места событий лидеров оппозиции, сбила насмерть одного полицейского, а также участника митинга. Бурджанадзе отрицает свою причастность к этому инциденту. Задержанный 26 мая Анзор Бицадзе был допрошен по этому эпизоду и отпущен через несколько часов.