Панихида по президенту Абхазии Сергею Багапшу прошла в Москве, в культурном центре Вооруженных сил. На нее прибыл российский лидер Дмитрий Медведев, глава МВД Рашид Нургалиев, министр иностранных дел Сергей Лавров, его предшественник на этом посту Игорь Иванов, секретарь Совбеза Николай Патрушев, мэр Москвы Сергей Собянин. После церемонии тело отправят в Абхазию.
Премьер-министра Владимира Путина, который тоже ожидался, в итоге не было: не исключено, что в среду он может прилететь на вторую церемонию прощания, в Сухуми.
В четверг Багапша похоронят в его родовом селе Джгерда Очамчирского района Абхазии. В республике объявлен трехдневный траур.
Президент Абхазии умер в московской клинике № 83 в воскресенье. Ему была сделана операция на правом легком. На языке врачей речь шла о видеоторакоскопической операции на правом легком для удаления буллезной эмфиземы, осложнившейся спонтанным разрывом легкого с развитием правостороннего пневмоторакса.
Однако позже диагноз был уточнен. У Багапша стремительно развился рак легких, сообщил официальный представитель президента Кристиан Бжания.
Первое время после операции в управлении информации при президенте Абхазии сообщали, что его состояние удовлетворительное. «Я сам с ним общался три дня назад. Президент уже вставал с постели, но двое суток назад ему неожиданно стало хуже. Он потерял сознание», — рассказал РИА «Новости» Бжания. «Врачи пытались сделать все возможное, но вчера Багапшу стало еще хуже. Определилось, что поражение перешло на другие органы. Врачи признали, что на легком были злокачественные опухоли и именно метастазы поразили другие органы», — сказал официальный представитель президента Абхазии. По информации Life News, два дня назад Багапша прооперировали повторно, но это политика не спасло.
Путь Багапша к президентскому креслу был непростым. После отставки первого абхазского лидера Владислава Ардзинбы по состоянию здоровья Москва сделала ставку на официального преемника Ардзинбы Рауля Хаджимбу. Однако самым популярным на тот момент абхазским политиком был глава абхазской энергетической компании «Черноморэнерго», бывший премьер республики Багапш. Для победы над Багапшем Хаджимбе не помогли ни личная поддержка Владимира Путина (фотография встречи Хаджимбы с российским президентом была главным украшением агитации кандидата), ни обвинения в прогрузинской ориентации Багапша. Поводом для последних были относительно неплохие отношения абхазской администрации с грузинскими властями во времена, когда Багапш был главой правительства.
На выборы Багапш шел под лозунгом необходимости смены авторитарного режима, существовавшего в республике с момента провозглашения независимости и интеграции абхазской экономики в российскую.
Хаджимба отказался признавать итоги выборов и организовал выступления сторонников. Абхазии грозила гражданская война. При поддержке Кремля был найден компромисс, в результате которого голосование провели еще раз, но Багапш и Хаджимба шли на него уже в паре: первый — кандидатом в президенты, второй — кандидатом в вице-президенты.
Отношения президента с Москвой с тех пор заметно улучшились. Именно при Багапше Кремль признал независимость Абхазии, а затем фактически поддержал его кандидатуру на второй срок в 2009 году. Депутат Госдумы от «Единой России» из комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин сказал «Газете.Ru», что смерть Багапша стала для него неожиданностью, и назвал одной из главных заслуг президента то, что он сумел добиться признания Абхазии от России, сделав таким образом ее независимость «необратимой».
Во время операции и последующей реабилитации Багапша республику возглавлял вице-президент Абхазии Александр Анкваб. Он же продолжит исполнять обязанности главы непризнанного государства в течение трех месяцев со дня смерти Багапша, после чего в соответствии с конституцией Абхазии будут проведены выборы нового президента.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что именно Анкваб и станет третьим президентом Абхазии. «Выбирая вице-президента, Багапш, скорее всего, подумал о том, кто может его заменить, и те, кто пойдет голосовать на выборах, это понимают, — заявил Жарихин «Газете.Ru». — Не исключено, что конкуренцию ему попробуют составить Хаджимба и премьер Сергей Шамба, но впоследствии они договорятся и разделят государственные посты». Информацию о том, что посты могут быть перераспределены, подтверждают и источники «Газеты.Ru» в республике. Сам Шамба эти данные пока не комментирует.
«Серьезных политиков, настроенных прогрузински, в Абхазии сейчас нет, — утверждает эксперт. — Они все понимают, что само существование Абхазии зависит от России». Жарихин также не исключает, что Грузия может попытаться дестабилизировать ситуацию в республике, но «дело придется иметь уже с российскими воинскими частями».
Генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Алексей Власов уверен, что власти Абхазии приложат все усилия, чтобы после смерти Багапша сохранить в стране политическую стабильность. Но, по его мнению, на выборах от властных элит народу будет предложена одна согласованная кандидатура, которой может стать или и. о. президента Александр Анкваб или премьер-министра Сергея Шамба, который также хорошо известен и как политик, и как успешный дипломат. Хаджимбу Власов видит в роли оппозиционного кандидата.
Официальный Тбилиси почти сутки не комментировать смерть абхазского лидера. «В тех условиях, когда территория Абхазии пока еще оккупирована и когда ситуацией владеют оккупационные силы, очень трудно делать прогнозы, как будут развиваться там события, — сказала, замглавы МИДа Нино Каландадзе. — Ситуация существенно не меняется». Грузинские власти не признают результаты выборов в любом случае, передает агентство «Новости-Грузия» слова дипломата. «Никто не имеет права проводить на территории Грузии сепаратистские выборы, — пояснила Каландадзе. — Такие выборы с точки зрения международного права нелегитимны и не имеют юридического основания».