Во вторник экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев и их адвокаты направили главе Следственного комитета заявление о преступлениях, в котором просят возбудить уголовное дело в отношении судьи Хамовнического суда Виктора Данилкина. Данилкин рассматривал второе уголовное дело Ходорковского — Лебедева. В конце 2010 года он приговорил обоих предпринимателей к 14 годам лишения свободы. Копии заявления Ходорковского и Лебедева направлены президенту России Дмитрию Медведеву, генеральному прокурору Юрию Чайке, уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину и главе президентского совета по развитию гражданского общества Михаилу Федотову, говорится в документе, опубликованном на сайте пресс-центра адвокатов Ходорковского и Лебедева.
В заявлении «сообщается о деяниях, связанных с вынесением заведомо неправосудного приговора, сопряженного с воспрепятствованием правосудию и совершенных председателем Хамовнического районного суда Москвы Данилкиным» по делу Ходорковского и Лебедева. Соучастниками Данилкина заявители считают «иных лиц из числа руководителей и судей Московского городского суда, сотрудников Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ», в отношении которых, по их мнению, также должно быть возбуждено дело.
Заявители убеждены, что приговор Ходорковскому и Лебедеву не был написан Данилкиным. Об этом сообщалось в прессе, напоминают авторы заявления, и это подтверждается самим текстом приговора.
В заявлении процитировано сообщение «Газеты.Ru» от 26 декабря минувшего года, в котором со ссылкой на слова источника в силовых структурах рассказывалось, что накануне оглашения приговора, в выходной день, Данилкин был доставлен в Мосгорсуд, где пробыл до вечера. Источник считал, что это были действия по «обеспечению приговора» со стороны ФСБ. Позже в феврале слова этого источника подтвердила пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева, заявившая в интервью «Газете.Ru», что приговор Ходорковскому и Лебедеву был прислан в Хамовнический суд из Мосгорсуда. Слова Васильевой о несамостоятельности Данилкина в апреле подтвердил бывший администратор Хамовнического суда Игорь Кравченко, напоминают заявители. В интервью «Новой газете» Кравченко рассказал, что «Данилкин по всем возникающим у него вопросам советовался в Мосгорсуде» и что сам он «в принципе ничего не решает». «Что скажут — то и будет», — утверждал Кравченко. Слова Васильевой также подтвердила одна из посетительниц Хамовнического суда, рассказавшая газете Metro о случайно услышанном телефонном разговоре прокурора Гулючехры Ибрагимовой, в котором Ибрагимова заметила, что «приговор еще не привезли из Мосгорсуда». Еще одно свидетельство зависимости Данилкина от Мосгорсуда в начале марта привел известный журналист Андрей Лошак. В статье «Белкины и Данилкины» Лошак рассказал о том, как пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева давала Данилкину указания о необходимости воздержаться от общения с прессой после публикации интервью Васильевой.
«Из приведенных примеров следует, что все свои действия по делу Ходорковского и Лебедева формально самостоятельный и независимый по закону судья Данилкин обязан был согласовывать с Мосгорсудом, не исключая даже сотрудников пресс-службы», — замечают заявители.
Приговор Ходорковскому и Лебедеву «фальсифицировался в ходе и после его провозглашения», убеждены заявители. В тексте приговора, полученном подсудимыми и защитой, «имеют место как последующие изменения письменного текста по сравнению с произнесенным, так и включение в официальный текст приговора существенных фрагментов, вообще не произносившихся судьёй при его озвучивании», говорится в заявлении. Это также подтверждает слова Васильевой о том, что текст приговора корректировался после оглашения, считают заявители. Некоторые фрагменты приговора, озвученные Данилкиным, вообще не включены в бумажную версию приговора. Другие, не оглашенные в суде, напротив, появились в официальном тексте приговора.
Автором приговора Ходорковскому и Лебедеву была «группа лиц, не являвшихся участниками судебного процесса», считает защита Ходорковского и Лебедева.
Профессиональный уровень части группы авторов «крайне низок и явно не соответствует уровню судьи Данилкина», отмечают авторы заявления. Защитники выделяют три группы авторов приговора: одна из них предметом хищения называет нефть, вторая — денежные средства, третья — нефть, денежные средства и нефтепродукты. Такие же противоречия содержатся в той части приговора, где говорится о легализации. Часть авторов называют предметом легализации нефть, другая говорит о денежных средствах, отмечают заявители.
Разные авторы были у приговора в отношении Ходорковского и Лебедева и у постановления, которым было прекращено дело в отношении экс-руководителей ЮКОСа в части обвинения в хищении акций дочерних предприятий Восточной нефтяной компании (ВНК) (его, как и приговор, защита ранее обжаловала в Мосгорсуде, официально оба текста писал Данилкин). Так, в приговоре, несмотря на неоднократные замечания Лебедева, осталась фраза о том, что в 1995—1996 году он работал в организации «Роспром», а в постановлении это утверждение исключено из обвинения, как «не нашедшее своего подтверждения», отмечается в заявлении. Это показывает, что авторы постановления лучше знали о действительном положении дел, чем авторы приговора, считают заявители.
Авторами приговора, «в число которых осведомленный о реальном положении дел Данилкин не входил», были сфальсифицированы не только объемы и стоимость нефти, считающейся похищенной, но и показания ряда свидетелей, говорится в заявлении. В частности, в одном фрагменте авторы выдают заявления гособвинителя Дмитрия Шохина за показания бывшего сотрудника ЮКОСа Антонио-Вальдеса Гарсиа, обращают внимание заявители.
Фактов, изложенных в заявлении, достаточно для возбуждения уголовного дела, считают авторы жалобы.
Они просят Бастрыкина привлечь к уголовной ответственности Данилкина, руководителей и судей Мосгорсуда а также прокуроров, руководивших следствием и поддерживавших гособвинение в суде.
Пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева поблагодарила заявителей за обращение к Бастрыкину,
отметив, что «Мосгорсуд также заинтересован в том, чтобы следственные органы провели соответствующую проверку и установили лиц, распространяющих заведомо ложные сведения в адрес судей». Данилкин ранее называл сообщения о давлении на него со стороны Мосгорсуда клеветой и даже грозил своему пресс-секретарю уголовным преследованием.
Мосгорсуд во вторник должен был начать рассмотрение кассационной жалобы на приговор по второму делу Ходорковского — Лебедева, однако отложил заседание на неделю, до 24 мая. Председатель кассационной коллегии Мосгорсуда Владимир Усов сослался на то, что поступили «довольно объемные» дополнительные кассационные жалобы от адвокатов и Лебедева. Жалобы требуют изучения, заметил судья. Последние жалобы были поданы еще 29 апреля, у суда было время их изучить, возразили защитники Ходорковского и Лебедева. В ходе непродолжительного заседания прозвучало, что судья Данилкин только в понедельник, 16 мая, рассмотрел замечания адвокатов и Лебедева на протокол судебного заседания. Однако необходимость изучения его ответов не стала поводом для переноса заседания кассационной инстанции, отметила адвокат Каринна Москаленко. «Это только повод, он мог быть каким угодно», — поддержал коллегу другой защитник Ходорковского Вадим Клювгант. Настоящая причина переноса заседания в том, что в среду состоится первая пресс-конференция президента Медведева, считают адвокаты. «Завтра президент даст пресс-конференцию, на которой ему могут быть заданы неудобные вопросы», — прямо сказал еще один защитник Ходорковского Юрий Шмидт.
По словам Москаленко, она ожидала, что заседание кассационной инстанции будет перенесено. Ранее Хамовнический суд на неделю тоже откладывал начало оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву. Назначенная Данилкиным дата — 15 декабря — предшествовала традиционной «прямой линии» премьер-министра Владимира Путина. Впрочем, Путину все равно был задан вопрос о Ходорковском, в ответ на который он заявил, что считает вину экс-главы ЮКОСа доказанной. Многие считают, что эти слова предопределили и характер приговора Ходорковскому и Лебедеву, и срок наказания, назначенный судом.